Эра интеллектуального капитализма
«Определить, оценить, развить» – универсальная формула, позволяющая современным компаниям превратить интеллектуальный капитал в источник добавочной стоимости.
Ипостаси интеллекта
В зависимости от специфики сегмента, который занимает та или иная компания, интеллектуальный капитал приобретает различную форму. Так, для компании Google основным интеллектуальным ресурсом являются знания о поведении человека в Сети. Учитывая поисковые предпочтения пользователей, компания продает виртуальную рекламную площадь. Microsoft успешно покоряет мир благодаря квалифицированным программистам. С целью заполучить и удержать лучшие мозги американский гигант развязал широкомасштабную войну за таланты. Не менее ожесточенная борьба, но за возможность выкупить у исследовательских лабораторий формулы новых препаратов, периодически развертывается на фармацевтическом рынке. А компании-лидеры водочного рынка во многом обязаны своему успеху авторской рецептуре, которая составляет основную интеллектуальную ценность для предприятий данной отрасли.
Интеллектуальный капитал может существовать и в виде так называемого структурно-организационного капитала. «Помимо специфических технологических навыков, в компании накапливаются и бизнес-знания: культура организации процессов, общения с партнерами и т. п. Этот накопленный интеллектуальный капитал является собственностью компании», – говорит Валерий Лановенко, генеральный директор «Microsoft Украина». «Менеджеры превращают знания и умения сотрудников в стратегии, процессы, процедуры, политики, правила, экспертные системы, базы данных. В результате подобной кристаллизации интеллектуального капитала рождается набор регулярных процедур эффективного управления компанией. Происходит формализация отношений, – рассказывает Юрий Ващенко, руководитель проектов организационного развития «Бюро Маркетинговых Технологий». – В нашей компании примером таких интеллектуальных ресурсов является база клиентов, которая позволяет отследить все мероприятия, трансакции, историю взаимоотношений. Без такой базы наши усилия в продажах были бы на 40% менее эффективными». «В сфере управленческого консалтинга интеллектуальный капитал – основа бизнеса. Мы выделяем для себя три группы ключевых способностей: находить или генерировать интересные идеи и технологии менеджмента и адаптировать их к нашим условиям; понимать потребности бизнеса клиента; доносить идеи и строить систему управления так, чтобы она работала и повышала эффективность деятельности компаний», – утверждает Борис Старинский, директор «Инталев Украина».
Скандинавская методика
Есть утверждение: «То, что поддается измерению, поддается управлению». Согласно результатам опроса Survey Fraunhofer IPK, 50% компаний применили бы данные о своем интеллектуальном капитале в менеджменте и при выработке управленческих стратегий, а 39% – с целью совершенствования внешней и внутрикорпоративной коммуникации.
Для Dow Chemical, лидера глобальной химической промышленности, максимизация стоимости существующих и создание новых интеллектуальных активов является ключевым бизнес-процессом. Над этим работают более 4000 исследователей, а на поддержку и защиту патентного портфолио ежегодно выделяется порядка $30 млн. В компании применяется механизм под названием Intellectual Asset Management Model, который реализуется специально созданным отделом, состоящим из 30 специалистов. На них возлагаются задачи систематизации существующих патентов, отбора устаревших и определение наиболее перспективных. В результате работы «интеллектуального» отдела за 10 лет удалось на $40 млн. сократить выплату патентных налогов и на $10 млн. – административные расходы. При этом, по данным PricewaterhouseCoopers, доходы Dow Chemical от лицензирования новых технологий выросли с $25 млн. в 1994 г. до $125 млн. в нынешнем.
Сложно переоценить значение интеллектуального капитала для компании в процессе общения с инвесторами и определения стратегии управления. Именно с этой целью Celle Technology Center использует технологию IC Rating, которая позволяет определить состояние корпоративной культуры и подсказать топ-менеджерам необходимые управленческие шаги. На практическом уровне это проявляется в виде интервьюирования сотрудников. Систематизированные результаты опросов вместе с ключевыми выводами и альтернативами управленческих решений регулярно представляют на рассмотрение боссам из главного офиса.
В Украине оценка интеллектуального капитала в целостном виде пока не получила распространения. Борис Старинский: «Наиболее часты заказы отдельно на оценку персонала, создание службы развития персонала или системы мотивации. И только в проектах по внедрению системы сбалансированных показателей (Balances Scorecard) компании сталкиваются с необходимостью оценки и развития интеллектуального капитала в его традиционном понимании».
Развитие нематериального
Ярким примером может быть производитель химикатов, компания Buckman Laboratories. Ее 1400 работников рассредоточены по 90 странам мира, поэтому перед компанией стояла задача создать уникальный корпоративный климат, предоставив сотрудниками возможность общения при помощи электронных средств (Интернет, онлайн-форум). Это дало возможность при возникновении проблемы в одном из филиалов, выносить ее на обсуждение и общими усилиями находить нужное решение, которое затем будет внесено в базу данных для внутрикорпоративного пользования. «Следует помнить, что знания – это данные, помещенные в определенный контекст. А значит, решение, давшее позитивный результат в Египте, может не работать в Украине, но его детальный анализ и формализация позволяет не повторять ошибок в будущем», – утверждает Валерий Лановенко.
Несколько иным путем пошла компания Google, осознавшая необходимость стимулирования интеллектуального творчества своего персонала. Программным инженерам предлагается посвящать до 20% рабочего времени реализации собственных идей и задумок. Так, в 2005 г. родилась геоинформационная система Google Earth, которая сначала была одним из многих продуктов, тестируемых на сайте Google Labs. Однако не только компании отрасли информационных технологий ведут войны за таланты и ищут пути совершенствования своего интеллектуального капитала. Например, в последнее время растет интерес энергетических компаний к выпускникам MBA. Исследование QS World MBA Tour засвидетельствовало, что в 2006 г. рекрутеры таких компаний, как Shell International, BP и Chevron, наняли на 18% больше выпускников MBA-программ, чем годом ранее. Предприятия ресурсных отраслей, как и многих других сфер бизнеса, постепенно осознают, что их стоимость должна формироваться не только за счет количества энергодобывающих установок, но и за счет привлечения интеллектуальных ресурсов.