Мировые цены на качественные сорта чая растут.
Это активизирует процессы реструктуризации украинского рынка.
Не могут сдержать взвинчивание стоимости чая и крупные торговые сети, которые для усиления рыночных позиций и привлечения покупателей обычно снижают цены на свою продукцию, в том числе и на чай. По мнению экспертов, в такой ситуации производители товарного чая для сохранения прибыльности будут вынуждены требовать снижения закупочных цен на сырье, что может привести к снижению качества. Однако спрос растет именно на дефицитный качественный чай, поэтому рост цен на элитные сорта чая будет все более заметным. Находят ли тренды мирового чайного рынка отражение в Украине?
Чаепитие по-украински
На текущую ситуацию на рынке оказывают влияние два главных фактора.
Первый фактор – рост потребления чая высшего и среднего ценового сегмента. Опрошенные «&» аналитики единодушны во мнении: повышение требования к качеству чая у потребителей будет и дальше способствовать росту спроса на дорогой товар. Так, листовой чай продолжает сохранять лидирующие позиции по отношению к чаю в пакетиках в соотношении 55:45. Для сравнения: в мире ситуация обратная – соотношение потребления листового и чая в пакетиках составляет 40:60, в Западной Европе – 10:90. Мы также движемся в этом направлении: только за 2006 г. продажи пакетированных чаев в денежном выражении увеличились на 30%. Львиная доля потребителей уже соглашаются с тем, что чай в пакетиках не уступает по вкусовым и ароматическим характеристикам листовому. Спрос на пакетированный чай г-н Алискеров объясняет ускорением темпа жизни украинского потребителя и возможностью выбора более удобной формы потребления чая. Растет и доля чая в фольгированных конвертах, защищающих листья от внешнего воздействия. Новинку представили на рынке торговые марки Ahmad Tea и Greenfield.
Чай является одновременно продуктом эластичного и неэластичного спроса. Сегмент средней и низшей ценовых категорий относится к товарам с эластичным спросом, а сегмент дорогого чая – с неэластичным. Другими словами, спрос на премиум-сорта при повышении цен будет сохраняться, в то время как в случае увеличения цены потребление чая низших ценовых категорий будет сокращаться, так как потребители будут переключаться на другие товары.
Второй фактор – новый таможенный режим для ввоза чая в Украину. Речь идет об изменении импортной пошлины с фиксированной – 2 евро/кг ввозимого фасованного чая – на 10%-ю пошлину от стоимости. Такой шаг создал благоприятные условия для операторов из Шри-Ланки и других стран, поставляющих на украинский рынок фасованную продукцию. Ранее большинство крупных производителей создали собственные чаеразвесочные предприятия на территории Украины. Теперь импорт фасованного чая стал не менее рентабельным, чем его фасовка в Украине.
Между тем основной целью многих импортеров является получение быстрого дохода, а не развитие отечественного рынка в целом, что выгодно только при наличии долгосрочных инвестиций. Поэтому они стремятся склонить потребителей чая других торговых марок сделать хотя бы разовую покупку именно их продукта, для чего зачастую используют демпинг. Для чайного рынка такая политика игроков является деструктивной, поскольку создает у потребителей неверное представление о чае. «Возникновение фирм-однодневок – объективный процесс развития рынка. Пока бизнес в Украине не выйдет на некий профессиональный уровень, данный процесс будет продолжаться», – уверен Сергей Белявский, директор по маркетингу компании «Май».
Бизнес с неопределенным артиклем
Между тем эксперты склоняются к тому, что у потребителей окончательно не сформировались устойчивые предпочтения, и приверженцы какой-либо одной торговой марки остаются в меньшинстве. Вместе с тем покупатели далеко не всегда ориентируются в ассортименте чая. Поэтому важным стимулом спроса является красочная упаковка, на которой четко указан сорт чая и страна-производитель. Поэтому поставщики чая будут продолжать улучшать упаковку товара.