Site icon Companion UA

Летать или не летать?

Считается, что частная авиация – хобби для богатых.
На поверку может оказаться, что это не такое уж хобби, и не для таких уж богатых.


Oсвоение небесных просторов – новое развивающееся увлечение состоятельных украинцев. Бизнесмены и топ-менеджеры записываются в центры авиационной подготовки (среди наиболее известных: Международный авиационный центр подготовки (МАЦП), летная школа Нестерова, аэродром «Чайка») и внимательно просматривают каталоги таких компаний, как Cirrus, Eurocopter, Aquilla, Robinson. Частная авиация способна доставить удовольствие, сэкономить время, повысить самодисциплину и сделать множество внутренних и внешних открытий.


Самолет как осознание своей свободы
Андрей ФерЧук, владеЛЕЦ несколькиХ самолетов и совладелец частного аэродрома под Киевом, считает, что рост интереса к частной авиации – тренд современного украинского общества. «Растущее внимание к частной авиации связано с осознанием собственной свободы, – говорит он. – Люди, заработавшие деньги, приходят к пониманию своих возможностей. Они раскрепощаются».


Сегодня в Украине имеется около 400 летательных аппаратов всех видов, находящихся в частном владении. В Киевской области действуют пять частных аэродромов. По всей Украине их насчитывается 15-20. С Америкой, где летают около полумиллиона человек, мы тягаться пока не можем, однако предпосылки для развития частной авиации имеются.


Юрий Гладкий, главный летный инструктор по вертолетам МАЦП, рассказывает, что легкие самолеты покупают стабильно, но рост сдерживается непродуманной процедурой выполнения полетов. Например, если вы собираетесь лететь в Одессу, вам могут не дать разрешения сделать посадку в местном аэропорту. Вертолеты к этому менее «чувствительны». Посадочные площадки у них меньше. Эти факторы, а также увеличение покупательной способности привели к тому, что на рынке вертолетов за последние полтора года произошел настоящий прорыв.


Вертолет как осознание своих возможностей
В Чем преимущества вертолета? Ему не надо входить в зоны аэропортов, добиваясь на то специальных разрешений. К тому же он может приземлиться максимально близко к месту назначения. С помощью вертолета владелец бизнеса, распределенного на большой территории, может легко устраивать инспекцию любого объекта – фактор внезапности и уникальные возможности обзора гарантированы. Обычно покупатели вертолетов совмещают деловые цели с досугом (визит к родственникам на выходные, воздушные прогулки). Но вертолет в среднем в 4-5 раз дороже самолета аналогичного класса.


Директор вертолетного клуба «Автопилот» Владимир Омельчук дает консультации частным лицам, желающим приобрести вертолет, и нередко учит навыкам пилотирования. Даже нанимая пилота, большинство владельцев хотят научиться летать сами.


«Только за прошлый год в Украину было завезено порядка 25 единиц вертолетной техники, – рассказывает Владимир Омельчук. – Каждая из них принадлежит частному лицу или какой-нибудь компании». По его словам, особенно развита частная вертолетная авиация в Днепропетровске. В 2006 г. там было куплено восемь французских вертолетов Gazelle SA341 (пятиместный с газотурбинным двигателем) и шесть американских машин Robinson R44 (четырехместный с поршневым двигателем). Обычно владелец загородного особняка, купивший вертолет, строит для него ангар и площадку.


Кто экономит, тот рискует
Robinson R44, один из самых популЯрных в Украине зарубежных вертолетов, можно купить как новый, так и подержанный. Новый стоит $450-500 тыс. Бывший в употреблении, с половинным ресурсом – $200-250 тыс.
«Как правило, частные владельцы покупают самолеты и вертолеты на вторичном рынке, – рассказывает Владимир Игнатьев, директор МАЦП. – По соотношению цена-качество он все-таки здорово выигрывает, но при условии необходимого технического сопровождения». Для человека, покупающего авиационную технику, вопрос номер один: каким образом он будет ее обслуживать и поддерживать летную годность. Кто экономит, тот рискует.


Владимир Омельчук противник покупки вертолета на вторичном рынке: «Зачастую эти машины выработали больше половины ресурса. Бывают случаи, когда человек покупает вертолет, у которого в запасе осталось всего 200 часов полета при общем ресурсе 2200. Зато дешево! Но если знаешь, что за год нормальной эксплуатации вертолет может налетать от 100 до 250 часов, задумаешься».


Очевидно, здесь сказывается менталитет состоятельных украинцев. Дело в том, что авиационную технику впрок не производят. Упомянутый Robinson R44 заказчики ждут 3-4 месяца, воздушное судно посерьезнее требует более чем годичной выдержки. Но нашим людям хочется сейчас.


Что общего между самолетом и мотоциклом
РассуждаЯ о безопасности Частной авиации, Алан Клапмейер, президент компании Cirrus Design, производящей четырехместные поршневые самолеты, как-то отметил, что сегодня летчики и мотоциклисты попадают во внештатные ситуации с одинаковой вероятностью.


Чтобы эта статистика касалась вас в меньшей степени, нужен прежде всего строгий подход к выбору продавца авиатехники. Слишком много людей, которые ее предлагают, не рассказывают покупателю об имеющихся технических проблемах.


Конечно же, имеет значение мастерство пилота. «Процесс полета, в общем-то, хорошо изучен. На разных типах воздушных судов и в разных слоях атмосферы, – говорит Юрий Гладкий. – Специалисты давно пришли к заключению, что самая большая опасность – не самолет, а человек, который в нем сидит. До 80% всех авиационных происшествий происходит по вине человеческого фактора».


Наконец, самолет просто так не падает, он может планировать при отказе двигателя. Вертолет также имеет планирующие свойства. Кроме того, на очень многих, даже недорогих, самолетах есть парашют, на котором вся машина может безопасно опуститься на землю.





Вполне реально
Андрей Ферчук, совладелец частного аэродрома «Долина» (Киевская область):

– В цивилизованном мире частная авиация – обыденное явление. Главная проблема в Украине состоит в том, что люди не верят в возможность ее существования у нас. Они не верят, что можно сесть в свой самолет и полететь отдохнуть в Крым. Конечно, есть определенные юридические трудности при организации полетов, которые требуют улучшения, но все равно мы находимся в гораздо более выгодном положении, чем, например, россияне. В России очень большие проблемы с полетами. Многие авиалюбители там летают «по-черному». Арестовать частный самолет и даже поломать его – в порядке вещей.
Да, это недешевый досуг, но он не настолько дорог, чтобы бизнесмен средней руки не мог себе его позволить. Самолет может стоить дешевле, чем многие машины, которые ездят сегодня по Киеву.
Очень много людей находят в этом реализацию своей детской мечты. Я сам с детства мечтал летать, а два года назад проезжал мимо аэродрома. Думаю, дай заеду. Оказалось, что это совершенно реально – обучиться, приобрести самолет и начать полеты. Первый самолет, который я купил, – Zodiac 601XL. Вскоре понял, что он удовлетворяет не все мои потребности. Пришла идея, что неплохо бы садиться на воду, поэтому вторым приобретением стал гидросамолет. Скоро у меня будет третья машина.






Инструмент для обуздания эго
Владимир Игнатьев, директор МАЦП:

– Принятие решения летать – этапный поступок в жизни любого человека. Это нечто более глубокое, нежели приобретение вещи, которая вам понравилась. Здесь нужно участвовать в создании удовольствия, а не просто его потреблять.
Решение летать человек принимает на основании эмоциональных и финансовых факторов, а также учитывая состояние своего здоровья. Но есть еще одна составляющая, серьезность которой многие не до конца понимают. Это высочайший уровень ответственности по отношению к себе (обучение, тренировки), обществу (безопасность пассажиров и окружающих людей), самолету (уход за техникой). Надо понять: если ты хочешь получать удовольствие от авиации, приготовься вкладывать в это дело еще кое-что, кроме денег. Многие из тех, кто уже купил самолет, бывают удивлены объемом своих новых обязанностей.
Мотивы? Эмоции, престиж, получение дополнительной свободы. Это новое измерение, новые скорости и возможности по перемещению в пространстве.
В воздухе другое отношение к свободе перемещения, к жизни, правилам поведения. Там тебя дисциплинирует сама обстановка. Это хороший фактор воспитания, потому что человек, шагая по земле, может позволить себе быть самоуверенным. Здесь же он учится уважать правила, обуздывает собственное эго, амбиции. Тот, кто сам летает, меняется как человек по отношению к другим и самому себе.
Exit mobile version