Генерация Vista
Windows Vista в Украине была встречена ожидаемым интересом новаторов и скептицизмом системных администраторов.
Последняя новинка – Vista – обошлась Microsoft в $6 млрд. и стала итогом пятилетнего труда десятитысячной армии специалистов. Однако появление продукта – это лишь первая часть пути к успеху. Ведь еще необходимо завоевать сердца и компьютеры многомиллионной аудитории потребителей. После четырех месяцев с начала продаж представители Microsoft в целом остаются довольны положением дел. «На протяжении первого месяца в мире было продано 20 млн. лицензий: производителям персональных компьютеров, корпоративным клиентам, которые переходят с XP на Vista, а также коробочных версий Vista. Для сравнения: в течение двух первых месяцев после выхода Windows XP в мире было продано 17 млн. лицензий. Это говорит о позитивном восприятии Windows Vista всеми категориями пользователей», – поделился Юрий Педерий, менеджер по продуктовому маркетингу компании «Майкрософт Украина». Однако на фоне достаточно успешных результатов глобального распространения новой системы украинский рынок пока скептически присматривается к ней. «По моему мнению, ожидания насчет быстрого распространения новой операционной системы не сбылись», – утверждает Михаил Мельник, продакт-менеджер направления «Персональные компьютеры» группы розничных компаний (Unitrade, City.com, melofon) холдинга AVentures Group.
Подводные камни
Нежелание корпоративных заказчиков
Проблема нежелания перехода на операционную систему Windows Vista имеет место не только в Украине. Под влиянием многочисленных просьб и обращений американская компания Dell намерена продолжать распространение компьютеров с предустановленной Windows XP.
Надежды на розницу невелики
Практика последних месяцев показывает, что продажи персональных компьютеров с предустановленной ОС напрямую зависят от качества предоставленной в магазине консультации. «В сети магазинов City.сom, ориентированных на массового потребителя, приблизительно 95% персональных компьютеров, как и прежде, продаются без ОС. Однако в нишевой сети Unitrade, где потребителям предоставляется более качественная консультация о продукции, этот показатель составляет 65%. Ситуация в сегменте ноутбуков проще, так как большинство предлагаемых моделей уже оснащены операционной системой Windows Vista и покупатели чаще останавливают выбор на данной операционной системе», – рассказывает Михаил Мельник.
Фактор цены
В отличие от США и Европы, где первыми покупателями новой ОС стали представители корпоративного сегмента, в Украине пальму первенства захватили инноваторы, которые стараются иметь дело с новинками компьютерного рынка. «Первыми были энтузиасты, занимающие примерно 2% рынка. Это самая активная, но и самая требовательная часть покупателей», – утверждает Константин Скаклинев, директор департамента компьютерных систем K-Trade. А что же остальные категории? Согласно отчету аналитиков холдинга Aventures в 2006 г. доли продаж персональных компьютеров в Украине по ценовым сегментам распределились следующим образом: до $400 – 53%, $401-600 – 37%, $601-800 – 7%, дороже $801 – 3%. Можно предположить, что популярностью в Украине будут пользоваться те версии Vista, для которых подходят системные параметры компьютеров двух самых массовых ценовых категорий. «Например, для версии Windows Vista Premium нужна такая производительность и комплектация, которая сегодня встречается только в топовых моделях ПК. При этом считать такого рода «требовательность» системы возможным препятствием ее продвижения на рынок, думаю, не стоит, так как нынешние представители компьютеров топ-класса, как показывает опыт, в ближайшее время перейдут в категорию моделей, рассчитанных на массового потребителя, для которых сегодня предлагаются базовые версии Vista», – продолжает К. Скаклинев.
Перспективы ближайших двух лет
слабое проникновение персональных компьютеров на уровне 9% и высокие темпы роста украинского рынка за счет развития розницы создают весьма благоприятные перспективы распространения новинок хай-тек в нашей стране. Осознавая эти особенности, Microsoft в качестве основных приоритетов стратегии вывода Vista определила работу с партнерами – сборщиками компьютеров, информирование корпоративного сегмента о преимуществах новой операционной системы, а также более тесное сотрудничество с розничными сетями. Последнее предполагает проведение тренингов для продавцов с целью повышения их квалификации и стимулирования спроса среди домашних пользователей. «По оценкам аналитиков, в течение трех лет 90% всех потребителей будут использовать новую операционную систему», – утверждает Юрий Педерий. С ним согласен Михаил Мельник: «На сегодняшний день наибольшей популярностью у наших покупателей пользуются ранние версии операционных систем Windows, однако уже ко второй половине 2008 г. популярность Vista значительно вырастет».