Украинский драг-рейсинг переживает романтические времена. Пока спонсорам неинтересно строить гоночные болиды, бизнесмены и топ-менеджеры компаний соревнуются на собственных машинах.
Киевский автодром «Чайка» можно назвать полигоном для амбиций. С 2004 г. здесь проводятся гонки на четверть мили (402 м), известные во всем мире как драг-рейсинг. На этих соревнованиях водители соревнуются в езде по прямой трассе с максимальным ускорением, а тюнинговые ателье – в переделывании серийных автомобилей.
Хочется просто обогнать
Модными гонки на ускорение по прямой стали в конце 50-х годов XX века. Это было популярное развлечение в среде состоятельной американской молодежи. Участие в драг-рейсинге не требовало такого высокого водительского мастерства, как, например, в ралли или кольцевых гонках. Главные источники адреналина – скорость, которую может развить твоя машина, и соперник, стремящийся тебя обогнать. Со временем уличные соревнования превратились в прибыльную спортивную индустрию, но любительские заезды по-прежнему очень популярны, потому что в них может участвовать всякий желающий.
Однако доступность драг-рейсинга – понятие весьма условное. Присутствие публики и желание выигрывать все-таки делают его развлечением для состоятельных людей. И хотя на Западе есть формы соревнований, которые позволяют свести на одной трассе две машины разной мощности (так называемый бракет-рейсинг, где одному из участников дается временная фора), на территории бывшего Советского Союза они не пользуются популярностью. Хочется просто обогнать.
«Подготовка драгстера (автомобиля, специально предназначенного для драг-рейсинга) на Кубок Украины может обойтись от $20 тыс. и выше, не считая покупки базового автомобиля, – рассказывает Ирина Мануковская, руководитель проекта «Форсаж». – В качестве последнего сегодня используются достаточно дорогие серийные марки».
Сыграть героя
«Очевидно, на гонки приезжают люди, которым для самореализации недостаточно иметь работу, пусть и очень хорошую, – комментирует ситуацию Ирина Мануковская. – Драг-рейсинг может дать эмоциональную разрядку. Кому-то достаточно посидеть на трибуне, кто-то решается участвовать. Нередко участниками гонок становятся люди, которые состоялись в профессиональном плане и достигли успехов в бизнесе. Теперь дело работает на них, поэтому они сами формируют свой рабочий день и могут выделить достаточно времени для такого затратного хобби. Многим из них по 30-35 лет, все они эмоционально активны».
Автогонщик – один из самых популярных мужских героических типажей, появившихся в XX в. Возможность сыграть эту роль публично, пожалуй, еще одна причина, по которой автолюбители выходят на трассу.
Пределы тюнинга
Организаторы вспоминают, что на первые гонки, известные сейчас как «Форсаж», люди приезжали на обычных машинах. Сегодня выиграть Кубок Украины на серийном автомобиле, пусть даже очень дорогом, практически невозможно. В 1990-е годы тюнинг в отечественных условиях был рискованным мероприятием. Появление в наше время большого количества СТО и тюнинговых ателье, в которых работают грамотные специалисты, стало одним из основных факторов популярности драг-рейсинга.
В США автомобиль категории Pro Stock (переделанный из серийной модели) может проехать 402 м менее чем за 4,8 с. В прошлом году лучший результат, показанный на автодроме «Чайка», – 9,96 с. Есть куда расти. Главное –делать это не очень быстро.
«Откровенно говоря, наша площадка пока что физически не способна принять машину, которая имеет зачетное время 4-5 с, – делится Ирина Мануковская. – Не хватит места для торможения, да и покрытие трассы необходимо другое».