Оказаться среди лидеров рынка интернет-проекту харьковчан удалось за счет умения быстро реагировать на потребности именно украинских пользователей.
Выстоять удалось тем компаниям, которые либо уже предлагали полезные потребителям услуги, либо основывали свою бизнес-модель на соединении виртуального и материального. К таковым относятся, например, поисковые системы, расширившие свой бизнес до электронных коммерции и маркетинга.
Одним из таких интернет-проектов стал и украинский «Мета». Свидетельство его успешности – недавнее привлечение нового зарубежного инвестора.
Хобби-проект
В конце 1998 г. молодые харьковчане Юрий Назаров, Юрий Логвинов и Алексей Чуксин организовали на базе сервера, предоставленного Харьковским государственным политехническим университетом, поисковую систему «Мета». На рынке Украины она появилась на заре становления контентной (содержательной) части Всемирной Сети. В силу ограниченного числа пользователей «лицо» украинского Интернета было в основном техническим. Компаниями, тесно связанными с Интернетом, были практически только провайдеры, обеспечивающие доступ к нему.
Сначала «Мета» была хобби-проектом, которым занимались в свободное время. Острую необходимость в поисковой системе по украинскому сегменту организаторы ощутили на себе лично. В то время они зарабатывали на оказании информационных услуг и за счет проведения маркетинговых исследований. «Активно занимаясь поиском и обработкой информации, мы в полной мере прочувствовали неудобства, вызванные отсутствием поисковых систем по украинскому сегменту Сети», – рассказывает Юрий Назаров, председатель правления ЗАО «Мета».
Выбор названия для первого украинского поисковика, по признанию самих участников процесса, было достаточно трудным занятием. Однако именно многогранность термина «мета» («цель») сыграла главную роль. Основой ресурса стали лицензионный поисковый механизм российского «Апорта» (на тот момент лидера рынка) и каталог украинских сайтов.
Уже через полтора года работы мощностей канала связи Харьков-Киев стало не хватать. Это сдерживало потенциал проекта, а к тому времени основатели уже поняли, что ресурс может приносить хорошую прибыль. Поэтому в мае 2000 г. приняли смелое решение о размещении сервера в Киеве. Переезд в столицу г-н Назаров считает одним из переломных моментов развития поисковика, ведь территориальное расположение сервера в Киеве повлияло даже на статус ресурса: из регионального он превратился во всеукраинский. Улучшился доступ к «Мете», что значительно повлияло на рост ее популярности. Посещаемость поисковой системы выросла в два раза, сразу же появились первые доходы от рекламы. Буквально несколькими месяцами позже Назаров, Логвинов и Чуксин уже зарегистрировали компанию и торговый знак. «Мета» стала коммерческим предприятием, что не заставило долго ждать повышенного внимания со стороны потенциальных инвесторов.
Фундамент для построения компании
В 2000 г. наЧалсЯ украинский интернет-бум. К тому времени «Мета» уже была прибыльной компанией. Однако несмотря на положительную динамику проекта, необходимость инвестиций для достижения и удержания лидерства в масштабах всей Украины была очевидна. «В течение года к нам обратилось не менее десяти потенциальных инвесторов, – вспоминает г-н Назаров. Выбор в пользу американской инвестиционной группы SigmaBleyzer не был случайным. Крупный и опытный инвестор предложил наиболее привлекательные условия сотрудничества. Партнер был готов не просто обеспечить финансирование, но и оказать помощь в формировании корпоративной и управленческой культуры в компании, в чем тогда ощущалась острая необходимость. Возможно, сказалось и то, что сам Майкл Блейзер является выходцем из Харькова.
В ноябре 2000 г. «Мета» и SigmaBleyzer официально стали партнерами. Вклад американского инвестора сегодня топ-менеджмент компании называет фундаментальным. Инвестиции помогли привлечь к разработке команду высококлассных специалистов, разработать собственную поисковую технологию и фактически заново построить компанию.
В то время как мир сотрясался от краха доткомов, «Мета» показывала хорошую динамику роста. Высокие показатели достигались благодаря четко выстроенной стратегии действий и постоянному внедрению новых направлений работы. Стержнем развития был и оставался поиск, но, помимо него, компания начала разрабатывать целый ряд смежных сервисов: поиск по украинским новостям, электронным магазинам, картам, рефератам, словарям, специализированным базам данных. Эти направления помогли выделить «Мету» из числа других поисковых систем с зарубежными корнями.
«Сейчас «Мета» практически единственная в Украине развивает поисковые технологии, – объясняет технический директор компании Юрий Логвинов. – Наше основное преимущество перед другими, как бы странно это ни звучало, в том, что мы шагаем в ногу с украинским Интернетом. История становления компании и ее основные достижения во многом перекликаются с важными для украинского сегмента событиями».
Контроль над рекламными потоками
В 2004 г. компания открыла собственное рекламное агентство «Mета ADD». Перемены в управлении денежными потоками в дальнейшем помогли не просто значительно увеличить доход от рекламы, но и сделать его более предсказуемым. В результате на сегодняшний день, когда рекламодатели уже массово задумались о пользе рекламы в Интернете, «Мета» имеет четкую стратегию сотрудничества со своими клиентами. У агентства уже сформировался основной портфель рекламодателей. Для привлечения новых рекламных денег специалисты компании сделали ставку на тематические семинары в рамках крупнейших украинских выставок. По мнению руководства, подобные мероприятия обеспечивают точечное влияние на аудиторию рекламодателей, которые таким образом получают информацию о том, как с помощью интернет-рекламы можно решать конкретные бизнес-задачи.
Новый поворот
Сообщение о партнерстве «Меты» с инвестгруппой «Русские фонды» и компанией Digital Sky Technologies не стало большой неожиданностью для интернет-общественности. Активные поступления и перераспределения средств в украинском Интернете на сегодняшний день стали уже тенденцией. Только из недавних сделок – продажа сайта работа.ua, Украинской баннерной сети и Украинского портала. В апреле нынешнего года компания SigmaBleyzer вышла из проекта «Мета», продав свой пакет. В результате дополнительных договоренностей новые партнеры получили по 25,5%. По оценкам аналитиков, капитализация украинского поисковика составляет примерно $10-12 млн. Таким образом, 51%-й пакет акций обошелся новым инвесторам в $5-6 млн. Это как минимум в десять раз больше той суммы, которую вложила SigmaBleyzer пять лет назад. Данную сделку эксперты уже успели окрестить первой успешной венчурной инвестицией в отечественный рынок ІТ.
Приобретение контрольного пакета компании россиянами обусловлено большим потенциалом интернет-индустрии в Украине. Украинская интернет-аудитория увеличивается в среднем на 50% в год, и, по оценкам операторов рынка, к концу 2007 г. в Украине будет насчитываться почти 6 млн. пользователей, а объем рынка интернет-рекламы превысит $14 млн. (прогноз на 2008 г. – не менее $20 млн.). Доход ЗАО «Мета» в 2006 г. составил примерно $1 млн. (рост в 2,3 раза по сравнению с 2005 г.).
Новые инвестиции топ-менеджмент «Меты», помимо совершенствования информационно-поисковых сервисов, планирует направить на развитие мультимедийных, коммуникационных направлений и рекламных технологий. Нынешнее видение руководством будущего поисковой системы заключается в намерении создать портал, который бы на уровне лучших мировых образцов предоставлял информацию об Украине всем заинтересованным пользователям. В планах – два основных направления.
Первое – дальнейшее развитие поисковой системы и портала «Мета» (открытие новых сервисов для пользователей, внедрение поиска по специализированным базам данных, персонализация информационного потока, оптимизация главных сервисов для пользователей мобильных устройств и проч.).
Второе – вывод на рынок новых информационных сервисов и технологий, разработка специализированных поисковых, аналитических и интерактивных систем.
Сегодня конкурировать в поисковом направлении «Мете» приходится в основном с зарубежными компаниями. «С одной стороны, это тяжело, потому что конкуренты обладают значительными финансовыми ресурсами, – объясняет Юрий Назаров. – С другой – местный игрок может более гибко предоставлять точную и качественную информацию».
Возможные проблемы в дальнейшей работе украинского поисковика конкуренты видят в маркетинговой плоскости. Развитие контекстной рекламы исключительно в рамках собственно выстроенной системы может создать сложности с привлечением рекламодателей, поэтому для успешного будущего этого направления необходим тесный контакт со сторонними сетями распространения.
Точки качественного перелома 1. Переезд сайта на техплощадку в Киеве. В результате «Мета» из регионального ресурса превратилась во всеукраинский. |
Хронология основных событий в компании Ноябрь 1998 г. – официальное открытие поисковой системы «Мета» в Харькове. |
Окно в Украину – «Мета» стабильно занимает третье место по популярности среди украинских пользователей (после Google и Yandex), а среди зарубежных – совсем немного уступает поисковой системе Rambler, занимая четвертую позицию. Причем доля переходов с «Мета» на украинские сайты по отношению к другим серверам увеличивается в течение последнего года. При этом популярность других поисковиков подвержена колебаниям, несмотря на то, что в целом лидеры уже давно не меняются. Мне кажется, что самая характерная черта компании «Мета» – динамичность и смелость в принятии решений. Хотя не стоит, конечно же, преуменьшать значение профессионализма ее специалистов. |
Время создавать настоящий бренд Ростислав Риго, директор по развитию бизнеса и стратегическому планированию рекламного агентства Adell Young&Rubicam: – Как у предприятия, развивающего контентную часть украинского Интернета, у «Меты» огромный потенциал. В компании уже создались предпосылки для еще более активного роста: есть опытные программисты, здравомыслящие управленцы, постоянное желание которых не стоять на месте, а идти дальше, заставляет их активно изучать различные мировые тенденции Сети и делать правильный выбор, чего именно на тот или иной момент не хватает украинскому Интернету. Главный недостаток компании сегодня – отсутствие стратегии собственного продвижения, которая позволила бы бренду «Мета» быть постоянно на слуху и в умах пользователей. Для компании настало время пускать в ход весь арсенал маркетинговых инструментов и начинать построение сильного бренда. |