Site icon Companion UA

На первых ролях

В украинских компаниях финансовые директора постепенно становятся ключевыми фигурами, профессионализм которых во многом определяет конкурентоспособность компании.



Сегодня происходят кардинальные изменения отношения к финансовому менеджменту, а также его роли в обеспечении конкурентоспособности компании и ее динамичного развития. Этот факт находит свое отражение как в самовосприятии финансового директора, так и в восприятии его коллегами.


Чем должен заниматься финдиректор
Еще несколько лет назад роль финансового директора большинства украинских компаний состояла в управлении денежными потоками, причем в очень узком понимании: где достать деньги, когда они срочно необходимы, и как их правильно распределить. В моей практике было достаточно случаев, когда весьма крупные компании управлялись на cash-basis (приход и расход наличных средств), а баланс и отчет о прибыли и убытках были второстепенными инструментами управления. Одной из многих причин управления на cash-basis была ситуация, когда владелец и топ-менеджер компании был одним и тем же лицом. Поэтому все деньги, находящиеся в компании, рассматривались как личные, и уровень благосостояния оценивался по количеству денег на расчетном счете или в сейфе. Сегодня компаниями все чаще начинают управлять нанимаемые владельцами профессионалы, а во главу угла оценки работы профессиональной команды менеджеров ставится прибыль компании. Отмечу, что размер генерируемого компанией денежного потока также должен оставаться одним из важных показателей работы предприятия. Происходит смена парадигмы финансового учета – кассовый метод заменяется начислением; зарабатывание денег заменяется стратегическим планированием.


Как следствие происходящих изменений существенно расширяется перечень задач финдиректора. Все больше внимания он начинает уделять:



По моему мнению, в ближайшие два-три года все упомянутые задачи будут одними из ключевых направлений деятельности финдиректоров.


Отдельно о планировании и бюджетировании
Финдиректор сегодня вовлечен не только в процесс стратегического планирования, но и активно участвует в операционном – календарном планировании; обеспечении ресурсами производственной программы или программы закупок и т. п. При нормально выполненном расчете потребности в финансовых ресурсах «план продаж – план поступления денежных средств – планирование запасов – производственная программа – план закупок – план платежей» появляются вопросы, в поиске ответов на которые должен быть вовлечен не только финансовый директор, но практически все службы предприятия. Корректный расчет потребности в финансовых ресурсах просто невозможно выполнить без специального ПО. Часто необходимо применять сложные математические расчеты, требующие сбора значительного числа статистических данных.


Наиболее сложным элементом при планировании является прогнозирование дохода. «Получение дохода» или денежных средств находится вне зоны контроля компании, следовательно, его тяжелее планировать. В свою очередь планирование расходов – «более контролируемая задача», и ее, как правило, легче реализовать.

Естественное продолжение процесса планирования – отслеживание выполнения запланированного и внесение корректив в планы на основании фактических результатов работы, что, как правило, находится в ведении службы финансового директора.


Не только профессионал, но и менеджер
Вместе с усилением роли финдиректора в управлении компанией изменения происходят и на нижестоящих ступенях финансовой службы. Раньше от бухгалтеров требовалось наизусть знать наборы проводок и сроки подачи деклараций. Сегодня от них ожидают понимания природы операций, поскольку их необходимо корректно отразить в нескольких видах учета, имеющих различную идеологию. По этой причине, например, вместо бухгалтеров, ведущих материальный счет, мы все чаще получаем специалистов, знающих все типы, классы и виды, а также тонкости операций, которые компания производит с товарно-материальными ценностями.


Чтобы финслужба могла качественно выполнять стоящие перед ней задачи, финансовый директор должен обладать не только профессиональными (растет число специалистов, проходящих сертификацию по программам ACCA, CIMA, CAP/CIPA), но и менеджерскими навыками. Его роль в компании тем выше, чем эффективнее он выполняет свою работу в имеющихся условиях (впрочем, для большинства отечественных финансовых менеджеров работа в условиях изменений – привычное дело).


В целом изменяется положение финансовой службы в компании. Финслужба становится более востребованной, и ее все больше воспринимают как зарабатывающее, а не обслуживающее подразделение. Финансисты не столько учитывают документы, сколько планируют операции, фиксируют их осуществление, контролируют, выявляют потребности в изменениях. То есть меняется понимание роли финансиста в компании – она становится более универсальной.

Exit mobile version