Site icon Companion UA

Золотые мечты

К моменту активизации иностранных игроков в Украине отечественные ювелиры окрепли финансово и приобрели опыт. Теперь они сами начинают движение на другие рынки.


В 2,3 раза увеличился объем поставок импортных ювелирных изделий за два года
Несмотря на замедление темпов, ювелирный рынок Украины продолжает расти. За последние три года объем производства ювелирных изделий увеличился более чем вдвое – с 30 т до 66,5 т. Особенно быстрым был рост в начале прошлого года: в I квартале 2006 г. «заклеймили» готовой продукции на 45% больше, чем за аналогичный период 2005 г.


С марта прошлого года влияние на рынок оказала политическая нестабильность и некоторые другие факторы. Как выразился директор ювелирного предприятия ООО «Диадема» (г. Винница) Григорий Дерун, «ювелирная отрасль любит тишину и стабильность в стране». Несмотря на это, интерес потребителей к драгоценностям остался на высоком уровне: поквартальный рост производства драгоценностей составил 15-23%.


В подобных условиях развивать бизнес на ювелирном рынке заинтересованы как отечественные игроки, так и зарубежные. Последние заметно оживились с 2005 г. Отечественные ювелиры научились конкурировать с ними на украинской территории и готовятся к активному освоению новых рынков.


Как мы строили «базу»
Существенный толЧок для рынка дала отмена акциза на ювелирные изделия (который до 1 января 2003 г. составлял 55% от стоимости изделия) и разрешение правительства отечественным ювелирам работать по упрощенной схеме налогообложения. Большинство предприятий воспользовались предоставленным шансом и несколько лет подряд вкладывали полученную прибыль в переоснащение производства. Правда, поначалу некоторые крупные компании приобрели мощные и дорогие машины, которые смогли загрузить только на 15-20%. Но этот факт отразился в первую очередь на сроке возврата инвестиций и не привел к потере конкурентоспособности. Большинство украинских ювелиров – мелкие. По данным Украинской пробирной службы, в 2006 г. в стране насчитывалось 987 субъектов предпринимательской деятельности, которые зарегистрировали специальные знаки-именники, определяющие их как изготовителей ювелирной продукции. При этом на шесть предприятий приходится более 50% от общего объема изделий, поданных в пробирную службу на клеймение.


Дополнительные возможности для развития предоставили машиностроители, которые, учитывая характер спроса со стороны производителей, стали предлагать менее мощное, но высокотехнологичное оборудование. И теперь практически любая новинка, которая появляется на европейском рынке, за короткий срок может быть освоена украинскими мастерами.


Было бы что и где купить
За последние несколько лет на рынке произошли качественные изменения. В частности, этому способствовал рост доходов населения. «Ранее в Украине в основном продавались изделия двух ценовых категорий: экономкласса (специалисты такую продукцию называют массовкой) и премиум-класса. Сейчас люди стали интересоваться ювелирными изделиями с натуральными камнями по цене $800-1200 за гарнитур, которые относятся к среднему сегменту. Причем эта ниша пока не заполнена», – отмечает Ольга Лысяная, генеральный директор ООО «Фиал» (г. Киев, производитель высокохудожественных ювелирных изделий и драгоценных сувениров).

Изменения также коснулись системы сбыта. Еще в 2003 г. большинство ювелиров задумались над тем, что страна через какое-то время вступит в ВТО. Ввозная пошлина будет снижена, к примеру, до 10%, и на рынок еще более активно, нежели сейчас, хлынут импортные изделия.


Большинство ювелирных фабрик стали открывать фирменные магазины. Производителей не останавливало даже то, что это затратный путь развития: вложенные средства возвращаются в лучшем случае через год-полтора. Помимо угрозы иностранной экспансии, компании учитывали некоторые другие факторы. Во-первых, розничные предприятия, не желая рисковать своими деньгами, не приобретают товар, а берут на реализацию или покупают с отсрочкой платежа. Только в собственном магазине можно контролировать денежные потоки и попробовать ускорить оборачиваемость средств. Во-вторых, фирменные магазины способствуют повышению узнаваемости марки, что важно как в случае конкуренции с местными, так и иностранными производителями. В-третьих, в собственных торговых точках проще изучать спрос и реагировать на его изменения. Некоторые фабрики параллельно с магазинами развивали и пункты обмена. Ведь обменное золото позволяет ювелирам удешевить сырье и делать готовую продукцию более конкурентной по цене.


Систему сбыта каждая компания организовала по своей логике. Вплоть до того, что в середине 2006 г. на украинском ювелирном рынке появилась первая ювелирная франчайзинговая сеть Zarina.
Развитие фирменной торговли дало производителям неоценимый опыт продаж и позволило усилить позиции своих торговых марок. Это очень помогло, когда в стране начали развиваться сети ювелирных магазинов (вследствие массового открытия торговых центров). К примеру, сейчас активно развивается сеть «Укрзолото», которая позиционирует свои торговые предприятия вообще как ювелирные супермаркеты. Производителям очень важно в подобной рознице застолбить как можно больше места до момента массового наплыва иностранцев.


Ты – сюда, я – туда
Сейчас на рынке начинается новый тренд: тогда как иностранные компании активизируются в Украине, украинские уже смотрят за рубеж.


Активизация иностранных поставщиков в Украине началась в середине 2005 г., когда была снижена ввозная пошлина с 50 до 20%. Доля импортных ювелирных изделий в стране пока относительно небольшая – около 10%. Но легальный объем поставок за последние два года увеличился в 2,3 раза и будет расти далее. В частности, об интересе иностранцев к нашему рынку говорят итоги майской выставки «Ювелир Экспо Украина 2007». Со своей продукцией на выставку приехало много представителей из Индии, Испании, Италии, Польши, России и Турции.


Положительным следствием появления иностранцев является то, что отечественные ювелиры стали больше внимания уделять дизайну изделий и разнообразию ассортимента. Подталкивает конкуренция, в первую очередь с россиянами, продукция которых находится в том же ценовом сегменте. Они проявляют в Украине наибольшую активность и уже открывают свои торговые дома. А вот у итальянцев, которые занимают более высокий ценовой сегмент и находятся в другом конкурентном поле, можно учиться дизайну, подходам к представлению товара, оформлению магазинов и т. д. Ведь именно общий антураж играет важную роль при сбыте ювелирных изделий.


Как утверждает владелица ювелирного дома «Зарина» (производит и продает ювелирные изделия с драгоценными камнями с 2000 г.) Наталья Нетовкина, «максимум еще год украинский рынок будет развиваться прежними темпами. Но точка насыщения рынка близка. До сих пор все, что изготавливали ювелиры, находило своего покупателя. Но как только резко возрастет конкуренция, на первый план выйдут вопросы качества и дизайна». Около года назад она приняла решение частично обновлять ассортимент каждый месяц.


Стоит отдать должное отечественным мастерам: они постепенно начали повышать уровень дизайнерских разработок. Косвенное тому подтверждение – заинтересованность на упомянутой выставке представителей ювелирных сбытовых компаний из Казахстана, Молдовы, Польши и других стран в продукции украинских производителей.


Ранее вопросами экспорта отечественные ювелиры фактически не занимались – все силы направляли на удовлетворение растущего спроса внутри страны. Поэтому экспортные поставки в прошлом году не превысили 2% от объема производства. Нынче, когда не за горами ужесточение конкуренции на внутреннем рынке, производители с большим интересом посматривают на рынки соседних стран. Правда, до открытия представительств в ближайшие годы дело скорее всего не дойдет – очень затратный путь. Украинскую продукцию за рубежом будут продвигать тамошние компании с наработанными каналами сбыта. Точно так же, как украинский ритейл продвигает зарубежную продукцию на внутреннем рынке.


Можно предположить, что в ближайшее время начнет увеличиваться объем экспорта ювелирных изделий из Украины еще и потому, что местных ювелиров настораживает новый налоговый кодекс, после принятия которого могут измениться правила игры в отрасли. Производители уже сейчас начинают подготавливать новые каналы сбыта.

Exit mobile version