Глобализация не означает наличие одного-единственного пути для всех.
Каждый должен решить, что он хочет взять от мира, а что – дать ему.
Судя по немногочисленным интервью, которые нынешний руководитель «Кока-Кола Бевериджиз Украина» давал во время своей предыдущей работы у нас в стране, человек он осторожный, склонный выбирать обтекаемые формулировки. Мы поинтересовались у него: «Это следствие работы в транснациональной корпорации?». Но г-н Мартин возразил: «Мне кажется, что я не избегаю ответов на прямые вопросы. Но человек, который дает интервью, должен чувствовать ответственность по отношению к тем, кто его будет читать. Поэтому нужно очень аккуратно выбирать слова, чтобы правильно изложить то, что ты действительно хочешь сказать».
После такого прояснения позиции наша беседа продолжилась.
Топ-менеджеры редко возвращаются на ту же должность в ту же компанию. С вами это произошло. Почему?
С одной стороны, это та же должность и та же компания. Но условия работы и сам бизнес компании разительно отличаются от тех, которые были во время моего первого прихода сюда шесть лет назад. Наш бизнес в Украине вырос за этот период в пять раз. Сейчас завод под Киевом является крупнейшим в континентальной Европе, рынок безалкогольных напитков в Украине – одним из самых быстрорастущих в мире рынков подобного размера.
За это время компания вложила значительные инвестиции – примерно 70 млн. евро. Управленческая команда стала намного сильнее, профессиональнее. Работают те же люди, но три года назад многие из них были новичками в нашем бизнесе. Сейчас это профессионалы с уникальным опытом.
А условия для работы в Украине изменились: стало лучше или хуже?
Если говорить о политическом окружении, то «оранжевая революция» значительно улучшила имидж Украины за рубежом, потому что это было проявление настоящей демократии, а демократические перемены всегда привлекают инвесторов. Конечно, с тех пор прошло много времени, произошли и другие события, но влияние того задела все еще ощущается. И хотя многие компании сейчас притормозили свои планы по отношению к Украине, практически все они верят в скорое исправление ситуации. Демократия неизбежна в Украине, как и во всех странах Восточной Европы. Движение к ней сложно, страна и люди получают серьезные уроки, по пути набиваются шишки, но это нормальные процессы.
Что нового вы узнали за время работы в Нигерии? Что-то пригодится для работы в Украине?
Для меня эта работа прежде всего стала хорошим тренингом по комплексному менеджменту, управлению переменами и рисками. Из 29 стран, в которых работает Coca-Cola Hellenic Bottling Company (между прочим, это один из наибольших в мире боттлеров), Нигерия является одной из самых мощных как по производственным мощностям, так и по величине рынка. Бизнес в этой стране был начат 55 лет назад, у него большая и успешная история, но назрела необходимость перемен, модернизации производственных мощностей и их концентрации. За три года моей работы в Нигерии наш бизнес вырос на 30%. При этом количество заводов уменьшилось с 16 до 13, а численность работников сократилась с 9 тыс. до 6 тыс. человек. Но мы занимались не только заводами, совершенствовалась также система менеджмента. Были запущены новые виды продукции (соки, питьевая вода, энергетические напитки) и упаковки. Это все я отношу к комплексному менеджменту и управлению переменами.
Что же касается управления рисками, то Нигерия – самая населенная страна Африки и достаточно богатая. Но она страдает от этнических конфликтов, сепаратистских движений, в стране нестабильная политическая ситуация, так что условий для возникновения бизнес-рисков там хватает.
Граждане стран Восточной Европы редко добиваются успеха в качестве международных менеджеров. На ваш взгляд, что помогло вам?
Политика компании Coca-Cola состоит в том, чтобы развивать человека на его должности, не обращая при этом внимания на его национальность или гражданство. Я не единственный выходец из Восточной Европы, входящий в состав топ-менеджмента компании. Высокие международные должности занимают и граждане Украины. Например, нынешние коммерческий директор и руководитель внутреннего аудита в Нигерии – украинцы.
На самом деле я не могу ответить на ваш вопрос, почему мне удалось добиться успеха. Знаю только, что перспективы персональной карьеры в Coca-Cola – это только результат собственного выбора человека, все зависит от него самого.
Если же говорить обобщенно, то, конечно, выходцы из Восточной и Западной Европы отличаются, причем не только своим образованием или культурными особенностями. По понятным причинам многие из нас в меньшей мере владеют некоторыми техническими навыками, не так хорошо знакомы с менеджерскими приемами. Но, как мне кажется, мы более ориентированы на результат. Более сфокусированы. С одной стороны, это хорошо. Но если человек делает что-то не так, мы просто скажем ему об этом. Западный менеджер постарается взглянуть на ситуацию шире, понять, почему человек что-то делает не так. Возможно, такая наша некоторая узость объясняется ситуацией в наших странах. По сравнению с Западом она нестабильна. Нам все приходится делать быстро, бывает просто некогда толком осмотреться.
Сейчас происходит сближение Востока и Запада Европы. Это очень плодотворный процесс. Если мы будем работать совместно, то будем обогащать и дополнять друг друга.
Вы часто посещаете Румынию?
Когда я жил в Нигерии, то мог позволить себе неделю-другую в году провести на Родине. Надеюсь, буду делать это чаще, хотя сейчас очень динамичный период развития нашего бизнеса, да и, как я уже сказал, Украина мне стала как дом родной.
Можно фактически стать «человеком мира», но не забывать о своей национальной принадлежности. Одно никак не мешает другому.
Coca-Cola находится в ряду компаний, которые часть мировой общественности обвиняет во всех грехах, связанных с глобализацией. Четыре года назад вы сказали, что суть глобализации заключается не в том, что кто-то навязывает кому-то свою культуру, а в том, что ее принимает. А что сейчас вы думаете по этому поводу?
Мое мнение не изменилось. Глобализация не означает наличие одного-единственного пути для всех. Она дает благоприятные возможности каждой стране, нации, культуре принять участие в глобальных процессах. Другими словами, все получают возможность влиять на всех. И конечно, каждый должен решить, что он хочет взять от мира, а что – дать ему. Безусловно, процессы эти очень непростые, их невозможно регулировать, но нужно стремиться к тому, чтобы они проходили гармонично.
Насколько вынужденной была смена вами рода деятельности в 1992 году?
Два события тогда подтолкнули меня к тому, чтобы изменить свою жизнь. Будучи руководителем инженерного центра, я должен был провести исследование, направленное на изучение потребителей. Это стало почти катастрофой, поскольку в маркетинге у меня не было никаких знаний. Пришлось всерьез задуматься над этим пробелом. Вторым событием стала моя попытка устроиться на должность технического директора в одну сингапурскую компанию, занимающуюся промышленными роботами. Я туда не попал, но на собеседовании сказали, что у меня на самом деле не столько технический, сколько коммерческий склад ума. Поэтому когда Coca-Cola объявила о наборе персонала, я решил попробовать. Меня не взяли в маркетинговый департамент, поскольку не было соответствующего опыта, а производственникам я подошел.
Сколько времени прошло, пока вы почувствовали себя уверенным в новом качестве?
Сложно сказать. Мое положение в компании менялось. Сначала в течение года я руководил строительством нового завода. Потом на протяжении семи лет практически ежегодно было продвижение по службе, так что адаптация происходила практически непрерывно. Вот сейчас с продвижением будет уже сложнее (улыбается).
Глядя со стороны, бизнес Coca-Cola кажется жестко регулируемым, подчиняющимся строгим правилам. Какие у топ-менеджера в таких условиях есть возможности для самовыражения?
Мне кажется, что корпоративные нормы выполняют ту же роль, что и правила в спорте. Например, правила футбола очень жесткие, но это нисколько не мешает отдельным игрокам демонстрировать свою изобретательность в тактических построениях и мастерство владения мячом.
Правила в бизнесе помогают работникам, менеджерам быть более профессиональными. Они часто являются инструментом, позволяющим выполнить работу точнее, быстрее. А у человека остается огромное поле для совершенствования. Причем чем на более высокую ступень профессионализма он поднимается, тем шире возможности перед ним открываются.
По-вашему, что такое успех в бизнесе?
Если говорить о бизнесе в целом, то для меня такой успех заключается в максимальном удовлетворении интересов трех сторон: акционеров компании, ее персонала и общества. Применительно к отдельным проектам критерии успеха могут быть различными, к тому же не всегда успех в краткосрочном плане оказывается таковым в перспективе. Мне нравится, если проект открывает новые возможности для бизнеса. Например, сейчас мы реализуем проект по выводу на рынок Украины обновленной Coca-Cola Light. Критерием успеха этого проекта будет не величина отдачи на инвестиции, а увеличение количества людей, познакомившихся с новым продуктом. Это даст нам новые возможности. Потребительские настроения меняются, людей все больше интересуют вопросы здорового образа жизни. Их интерес к низкокалорийным напиткам будет расти, поэтому важно начать работать с будущими потребителями уже сейчас. А вопрос возврата инвестиций выйдет на первый план уже потом.
Блиц Как вы добиваетесь от людей выполнения того, что вам требуется? Насколько велика в вашей жизни роль случая? Что вам нравится в должности генерального директора крупной компании? А что не нравится в ней же? Чем вы отличаетесь от того Марчела Мартина, который 15 лет назад был инженером, занимался навигационными системами? |
Восточноевропейский международный менеджер В настоящее время владелец бренда The Coca-Cola Company поставляет своим партнерам-боттлерам, работающим на условиях франчайзинга, концентраты для изготовления напитков и разрабатывает маркетинговые стратегии. В Украине работает представительство этой компании, сотрудничающее с «Кока-Кола Бевериджиз Украина Лтд.». |