Информационная система разнопрофильной корпорации позволяет вычленять работоспособные «куски», не нарушая функционирование целого.
Но создание собственной системы – задача ничуть не проще (а зачастую и намного сложнее), чем внедрение готовой ИАС. Поэтому подобные проекты часто не достигают поставленных целей. В корпорации же Ukraine Business Group (UBG) такая система успешно внедрена.
Готовые системы не удовлетворяли исходным требованиям
Как это Часто бывает, история ИАС началась с того, что основной владелец бизнеса корпорации и ее президент почувствовал, что ему уже не хватает информации для принятия управленческих решений. Тогда на должность IТ-директора пригласили Дмитрия Солонского, у которого был опыт внедрения ERP-систем. Задача, стоящая перед ним, была сформулирована примерно так: «Мне необходимо видеть общую картину бизнеса. При этом я не считаю нужным платить такие деньги, какие просят крупные международные компании. Подумайте, что можно сделать».
Новый IТ-директор проанализировал бизнес корпорации и пришел к выводу, что представленные на рынке готовые системы не позволят справиться с поставленной задачей. Главных причин для этого было две:
- большое разнообразие бизнесов (в корпорацию входит разных девять бизнесов). При разумных затратах ни одна из систем не может покрыть его;
- бизнес-модель корпорации предполагает постоянные покупку и продажу бизнесов. Причем при продаже бизнес должен передаваться в комплекте, то есть с работоспособной информационной системой. Этот «кусочек» должен безболезненно выниматься из общей ИАС, а при покупке новый бизнес должен включаться в ИАС без ее переделок.
Поэтому было решено создавать собственное программное обеспечение для ИАС.
В трех соснах с названиями «заказчик», «поставщик» и «внедренец» заблудился не один проект по внедрению в компании информационно-аналитической системы. Основная причина этого – отсутствие взаимопонимания и доверия между участниками проекта. Казалось бы, если заказчик ставит задачу по автоматизации собственным IТ-специалистам, то вероятность успеха возрастает, так как хотя бы часть указанных коммуникационных проблем исчезает. Но при этом возрастает риск неудачи, связанный с недостатком квалификации специалистов, которым поручена эта работа. Как показало развитие событий, в UBG удалось минимизировать этот риск.
Сложные разработки передавались на аутсорсинг
Когда ИАС привносится в работающую компанию, есть два полярных варианта ее внедрения: подстройка системы под существующие бизнес-процессы или реорганизация бизнеса под систему. Поскольку в случае UBG готовой системы не было, то второй вариант «отпал» автоматически. Но и автоматизации точно того, что существовало, тоже не было. Компании, входящие в корпорацию, являются самостоятельными юридическими лицами, и их руководители, по идее, лучше других знают, правильно ли организованы бизнес-процессы. Но когда IТ-специалисты начали строить диаграммы бизнес-процессов, то выявились нюансы, которые либо уже мешали эффективной работе, либо могли помешать в дальнейшем. Поэтому в бизнес-процессы вносились необходимые коррективы. Получился своеобразный внутренний аудит и консалтинг.
На разработку технического задания (ТЗ), системы для одной компании уходило от одного месяца до трех. Автоматизации подлежали все существующие бизнес-процессы, кроме бухучета (где использовалась готовая система). Если можно было адаптировать существующий продукт, то IТ-специалисты UBG выполняли работу самостоятельно (так было в страховой компании). В более сложных случаях ТЗ передавалось сторонним разработчикам.
Фактически создавались мини-ERP-системы. Продукт этот достаточно сложный, и чтобы сделать его сразу максимально работоспособным, к разработке привлекались сотрудники, компании, которым предстояло работать с системой. На написание уходило 2-3 месяца. После этого система поступала в опытную эксплуатацию. Каждый пользователь тестировал свой модуль, по итогам которого формулировал свои замечания и предложения.
Чтобы не нарушалась работа компании и не были утеряны данные, некоторое время работа велась параллельно в двух системах: новой и старой. В страховой компании, например, этот процесс длился две недели. После этого издавался приказ по предприятию и все переходили на новую систему. Но старая не снималась, а замораживалась.
Системы управления базами данных (СУБД) выбирались в зависимости от размера бизнеса и сложности задач. В простейших случаях это были бесплатные системы, в сложных – Oracle. Программной платформой для ИАС стала Delphi.
Анализ ведется на основе математической модели бизнеса
При разработке алгоритма работы блока аналитики компании сотрудничали с Международным институтом менеджмента (МИМ-Киев), где были построены модели для анализа отдельных бизнесов и корпорации в целом.
Выдаваемая из ИАС информация разбита на пять уровней детализации. Президенту достаточно видеть график, индикаторы, показывающие тенденции: идем вверх, вниз или стоим на месте. Такая же графическая информация поставляется директору направления, но дополнительно она сопровождается таблицами, на основе которых получены индикаторы; предоставляются также балансы и финансовые показатели. Директор предприятия может пользоваться всей этой информацией, а также заказывать аналитику персонально для себя, который извлекает ее из базы данных. Директора департаментов и специалисты получают информацию непосредственно из баз, формулируя необходимые запросы.
Объект информатизации Корпорация Ukraine Business Group (UBG) состоит из управляющей компании и ряда юридически самостоятельных бизнесов, которые сведены в три направления: финансовое, производственное и медицинское. Финансовое представлено страховой компанией «Добробут», банком «РД Банк», фондовой компанией «Инициатива» и одноименной компанией по управлению активами. Производственное направление – предприятием по изготовлению строительных материалов «Будівельник», станцией технического обслуживания «Добробут», мебельной фабрикой «Матис» и компанией, предоставляющей услуги строительной техники «Строймеханизация». Медицинское – стационаром, поликлиникой и службой неотложной помощи под названием «Добробут». В непосредственном подчинении президента корпорации находятся три вице-президента – руководители направлений и четыре общих департамента корпоративного центра: маркетинга, информационных технологий, кадров и внутренней безопасности, финансов и экономики. В IТ-департаменте управляющей компании работают семь человек. В основном их задача состоит в сопровождении системы. Свои IТ-специалисты есть во всех компаниях, но функционально они подчинены директору IТ-департамента. |