Украинский формат МВА-обучения обусловлен особенностями отечественного бизнеса. У нас такая динамичная и нестабильная деловая среда, настолько не развит фондовый рынок и вообще инфраструктура бизнеса, что менеджер или собственник не может позволить себе на два года «отвлечься» на обучение. К тому же одним из условий приема на обучение в МИМ-Киев является наличие управленческого опыта не менее трех лет, иначе потеряется одно из главных преимуществ бизнес-образования — контакты и обмен опытом среди слушателей в группе. Для этого группа должна быть однородной по составу.
Обучение по программе МВА или SЕ МВА длится два года в вечернем или модульном формате. Частично обучение происходит дистанционно через Интернет — много заданий слушатели выполняют самостоятельно или в составе небольших групп. У нас учатся менеджеры и собственники бизнеса со всей Украины, поэтому для них предусмотрена модульная форма обучения: они приезжают к нам раз в два месяца на полную неделю. Вечерние группы, а это в основном киевляне, учатся по другому графику. И вечерники, и модульщики обязательно должны прослушать определенное количество часов в аудиториях. Кроме того, они выезжают на две-три недели на стажировку за рубеж, пишут дипломы, которые всегда имеют привязку к конкретному, реально существующему бизнесу. Это, по сути, консалтинговые проекты.
Наличие диплома МВА важно при приеме на работу на топ-позиции в международных компаниях. Зачастую в зарубежных фирмах наличие такого сертификата — жесткое требование к претенденту. Как свидетельствуют исследования рекрутинговых компаний, в последнее время диплом МВА и у отечественных работодателей считается дополнительным конкурентным преимуществом при приеме на работу.
Для работы у себя в стране локальное содержание программы МВА — главное преимущество перед западными бизнес-школами, ведь у нас сложная деловая среда, несовершенное законодательство и более чем своеобразные методы ведения и регулирования бизнеса. Но для ищущих работу за границей украинское образование будет скорее недостатком. Кроме того, исчезает и такое преимущество выпускника бизнес-школы, как связь с деловой средой, со своими однокурсниками, среди которых завязываются крепкие деловые и личные отношения.
На состоявшейся в сентябре в Неаполе конференции Ассоциации развития менеджмента в странах Восточной и Центральной Европы (CEEMAN) активно обсуждался вопрос снижения престижности бизнес-образования по программе МВА, которую на Западе в шутку стали называть Master of Business Apocalypse. В глазах широкой общественности одной из причин мирового экономического кризиса стали именно выпускники МВА, заигравшиеся рискованными финансовыми инструментами, приведшими к проблемам для мировой финансовой системы. Ведь в основе МВА до кризиса лежала концепция повышения стоимости бизнеса как основной задачи топ-менеджмента. В связи с этим одним из направлений работы конференции было изменение идеологии программ МВА.
Сегодня в МИМ-Киев основной акцент в содержании программы МВА сделан на управлении инновациями. Системное видение бизнеса, которое дает программа, в нынешних условиях необходимо, но качество для грамотного управленца — недостаточное. Часто наиболее прорывные, креативные и перспективные решения находятся не во взаимодействии основных составляющих бизнеса — маркетинга, финансов и менеджмента, а вне системы управления, во взаимоотношениях бизнеса с окружающей средой. Взгляд на бизнес как бы со стороны, видение новых возможностей для развития во внешней среде — отличительная черта лидера и управленца высокого уровня. Обучение по программе МВА сейчас нацелено на формирование новых методов и стиля принятия решений, критически необходимых в эпоху турбулентности и непрогнозируемого будущего, когда изменения являются единственной константой деловой активности.
В этом и состоит сегодня инновационность управления бизнесом, которая становится необходимой частью обязательных компетенций в управлении. Поэтому зарубежную стажировку в 2011 г. мы разделили на две части. Первая традиционно состоится в нашей партнерской бизнес-школе Теппера при Университете Карнеги-Меллон (США), занимающей первые места в мире по инновационным методам обучения. Вторая — в Силиконовой долине, где слушатели будут учиться использовать полученные знания по работе с инновациями.