Site icon Companion UA

Обучение «мягкости»

Национальная специфика в значительной мере помогла нам избежать многих проблем, характерных для западных школ с полувековой историей. Украинский бизнес до сих пор находится на этапе становления, многие компании только приходят к пониманию необходимости систематизации, формируют понятие модели своего бизнеса. Поэтому программы, как и сами бизнес-школы, не успели обрасти структурами, ограничивающими их динамику и эффективность. Школы должны оставаться достаточно гибкими, а программы — больше фокусироваться на личностном развитии участников, чем на изучении наработанных десятилетиями практик.

Наша программа Key Executive MBA достаточно молода (три года), и ее актуальность подтверждена глобальными изменениями в бизнес-среде за последние два года. Мы убедились в том, что наполнение и формат, которые мы предлагаем, а именно программа личностного развития с индивидуальным подходом к каждому участнику, когда в ходе обучения люди заряжаются энергией друг от друга, от общей атмосферы и преподавателей и наполняют себя и свои бизнесы определенным смыслом, — это и есть обучение, выводящее участников и их компании на качественно новый уровень, за которым будущее.

Всегда наиболее востребованы те программы, которые помогают людям найти ответы на вопросы, с которыми они приходят. Все большее количество учеников самостоятельно оплачивают обучение, поэтому и выбор программ становится все более осознанным. Есть спрос на функциональные, отраслевые программы и программы по лидерству. Участники понимают, что знания в чистом виде больше неактуальны. Мир вокруг нас изменяется слишком быстро, чтобы потратить год-два на изучение инструментов или решений, которые завтра могут не работать. Поэтому так называемые soft-навыки, то есть понимание, умение искать и находить, генерировать и воодушевлять становятся все более важными для руководителей.

Дистанционные формы обучения определенно имеют будущее, особенно для «инструментальных» программ. Однако людям, которые приходят за тем, чтобы понять себя и мир вокруг, важно живое общение. Общение в особой атмосфере, эмоции, групповая динамика и обсуждение. Кроме того, дистанционное обучение требует огромной самоорганизации. Поэтому смешанные форматы обучения кажутся мне на данный момент более жизнеспособными.

Мотивы поступления в бизнес-школы становятся более осознанными. На первом же интервью абитуриенты очень четко формулируют потребности и ожидаемые результаты, и поскольку большинство из них самостоятельно оплачивают обучение, готовы инвестировать время и усилия, активно включаясь в процесс развития и обучения.
На программы, особенно уровня executive, стали приходить более зрелые участники, средний возраст которых — 36 лет. Все они руководители высшего звена или собственники.

Статистика свидетельствует о том, что около 80% выпускников меняют место работы в процессе или по окончании обучения. Многие из них (около 35%) действительно становятся предпринимателями и начинают воплощать бизнес-идеи, над которыми работали в процессе обучения. Остальные просто меняют работодателя, ощущая себя переросшими компании, из которых пришли, либо не имея там возможности (ресурсов, полномочий, поддержки собственников) воплощать в жизнь проекты или изменения, способные, по их мнению, вывести организацию на новый уровень развития. Ситуации, когда предприниматели становятся наемными менеджерами, крайне редки и связаны в основном с проблемными ситуациями в собственном бизнесе.

На Западе известна практика, когда бизнес-школы выступают в качестве консультантов для заказчиков не только по вопросам обучения, но и по менеджменту. Это служит источником дополнительного заработка и повышает авторитет школы. У нас тоже есть подобный опыт. Преподаватели и руководители направлений школы работают с реальными бизнес-проектами и в консалтинге. Практический опыт в бизнесе — необходимое условие преподавания на программе Executive MBA. Кроме того, мы часто говорим, что участники в аудитории нарабатывают новые решения в контексте современных бизнес-вызовов, и задача преподавателя состоит в том, чтобы вывести их на такие решения. Преподавателю, не имеющему опыта разработки и принятия собственных решений при управлении бизнесом, было бы сложно работать в аудитории с руководителями-практиками.

Exit mobile version