Site icon Companion UA

Стиль в кармане

Блокнот с двухсотлетней историей стал предметом культа для современного интеллигента-творца.


На страницы молескина допускаются только самые тонкие и точные наблюдения и зарисовки


Может ли простой функциональный блокнот стать фетишем, культом и образом жизни нескольких поколений разных стран? Оказывается, может. Но при соблюдении нескольких условий. Во-первых, он должен быть любимым блокнотом знаменитостей: Сартра, Пикассо, Ван Гога, Аполлинера, Матисса, Гертруды Стайн, Хемингуэя, Андре Бретона… Во-вторых, заслуженно стоять в списке лучших дизайнерских идей и даже успешно сниматься в кино: зоркие поклонники давно приметили знакомый блокнот в руках у авантюриста Индианы Джонса и романтичной Амели, талантливого мистера Рипли и епископа Арингаросы из «Кода да Винчи». В-третьих, умудряться быть привычным «внедорожником», который известен именно своей практичностью: немаркими листами, прочностью, карманными размерами. Всем этим условиям соответствует только один блокнот в мире – знаменитый молескин (фр. мoleskine) – черный, из промасленной ткани переплет, имитирующий кожу (отсюда и название).

В Европе бум на римейк старинных художественных блокнотов возник в начале XXI века. До нас эта волна дошла только пару лет назад. В Киеве молескины появились с легкой руки Полины Гаджеевой, арт-директора «Семейства Бабуин». «Есть люди, болеющие канцелярией, которым небезразличны качество, цвет и красивая легенда этих предметов. И я – одна из них», – говорит она.

Собиратель мыслей
Негласные правила использования знаменитого блокнота рекомендуют не просто писать в молескин, но творить. Не зря его называют не просто блокнотом, а собирателем мыслей, толковой компьютерной программой и даже блокнотом для гениев.

В линейку и без, с кармашками и в клетку, для нот и с английским алфавитом, с листами гармошкой (в японском стиле) и в виде компактного журналистского блокнота. Цена демократичная: от 100 грн. Главное правило: относиться к своему экземпляру молескина как к произведению искусства, допускать на его страницы только самые тонкие и точные наблюдения и зарисовки. Рисуют в молескине цветными карандашами и фломастерами, тушью и гелевыми ручками, маркерами и мелками. Есть даже специальные влагоустойчивые скетчбуки с плотными листами для акварельных этюдов. Есть блокноты для сценаристов и режиссеров – с раскадровкой, где картинка оживает. Кроме классических черных, теперь можно отыскать обложки хроматических цветов Ван Гога, сдержанных или ярких. Всего разновидностей более двух десятков, поэтому «молескинщики» всего мира просто коллекционируют книжки целыми партиями.


В молескинах Хемингуэй записывал сюжеты своих рассказов, а Пикассо делал наброски будущих картин.

Город в кармане
Производители молескинов недавно подумали и о том, как превратить обычное путешествие в собственный неповторимый опыт, и выпустили теперь популярную во всем мире серию молескин-гидов (city notebook). Это настоящее государство в государстве: в компактном блокноте может находиться, например, целый Лондон с его Пикадилли и Трафальгар-сквер, суетливым Сити и нецеремонным Сохо. Владелец «гида», посвященного одному из крупных городов Европы, будет чувствовать себя в гостях почти как дома. В Киеве можно купить все существующие сегодня 12 молескинов-гидов – Лиссабон, Париж, Прага, Рим, Лондон, Мадрид, Вена, Дублин, Барселона, Милан, Амстердам и Берлин. В каждом – схема линий метро, список станций, карта районов города и список улиц, листы для пометок путешественника и 76 основных белых листов. Не удивительно, что можно легко почувствовать себя больше чем туристом, если целый город – в кармане.

В «Семействе Бабуин», считая, что Киев в этом плане незаслуженно обделен, решили издать книгу-путеводитель «Дневники города Киева» на базе страниц записных книжек 50 киевских художников, актеров, фотографов, музыкантов, архитекторов, режиссеров и писателей. Кульминацией проекта будет выставка, где все записные книжки можно будет пролистать от начала до конца.

Exit mobile version