Site icon Companion UA

В стороне от мейнстрима

Новая драма – одно из самых интересных и актуальных явлений современной культуры. И хотя крупные театры сомневаются: ставить-не ставить, вне всяких сомнений, она достойна зрительского внимания.


Людям открывается абсурдность собственных мотивов поступков, которые изнутри собственной жизни кажутся вполне логичными


Движение под названием «новая драма» распознали и взлелеяли прогрессивные российские театралы. В начале XXI века для театрального продюсера Эдуарда Боякова, драматургов Михаила Угарова и Елены Греминой стало совершенно очевидно, что пьесы, которые пишет поколение тридцатилетних драматургов из России и Украины, представляют собой уникальное явление. Они рассказывали о новых людях (менеджерах, бомжах, геях, программистах), которые действовали в новых ситуациях и для общения использовали новый язык. Наконец, у новых людей появились новые вопросы о смысле жизни, требующие более конкретных ответов, чем те, которые предлагает вечная классика. Необходимо было частное, локальное решение в поиске смысла бытия.


Новые пьесы о новых людях
ДлЯ демонстрации творческих достижений на этом поприще было решено основать театральный фестиваль «Новая драма». В 2002-м его учредили солидный МХАТ им. Чехова и авангардный «Театр.doc». Последний известен своими спектаклями, созданными по технологии verbatim (документального театра). В соответствии с ней авторы берут интервью у своих будущих героев, а затем дословно воспроизводят сказанное в постановках. Так родились спектакли «Трезвый PR», «Манагер-2005», «Война молдаван за картонную коробку», «Первый мужчина» и др. Также значительную часть спектаклей новой драмы составили пьесы, рожденные воображением таких авторов, как Иван Вырыпаев, Юрий Клавдиев, братья Пресняковы, Вячеслав и Михаил Дурненковы, Максима Курочкина, Натальи Ворожбит и др.


Новая драма – это театр для зрителей, которые обычно не ходят в театр, а привыкли развлекаться по-другому.


Не для женщин после сорока
Крупные, консервативные театры новую драму пока не жалуют. Но режиссер и основатель «Театр.doc» и один из главных идеологов новой драмы Михаил Угаров знает, как совершить революцию. «На входе в каждый театр надо повесить табличку «Женщинам после сорока вход в зрительный зал запрещен!» – полушутя-полусерьезно говорит он и далее поясняет: – Сегодня это основная аудитория театров, которая диктует эстетику. Новая драма интересна тем, что там не только режиссер новый — там и зритель новый. Это лица, которые довольно редко ходят в театр, потому что для развлечения они всегда найдут более эффектные места».


Еще одна интересная особенность новой драмы состоит в том, что ее авторами могут стать совершенно неожиданные люди. Примером тому – самое громкое событие нынешнего театрального сезона в Москве – спектакль «Небожители». В начале 2007 г. российская пресса писала, что сегодня нет постановки более злободневной, чем эта. Главный герой драмы – некто Леонид Цейтлин, «председатель совета директоров и главный акционер крупнейшей в России нефтяной компании». Пьеса рассказывает о судьбе олигарха и жизни трех девушек – популярных телевизионных ведущих. В сюжете присутствуют и отдых в Куршевеле, и любовная история, и высокопоставленный государственный чиновник, делающий бизнесмену предложение, от которого нельзя отказаться. Критики утверждают, что более правдивого художественного произведения на эту тему до сих пор не было написано.


Самое интересное, что автором этой пьесы стал генеральный директор компании XEROX Eurasia Игорь Симонов. Очевидно, занимаемая должность и образ жизни позволили ему быть, что называется, «в теме».


Режиссер «Небожителей» Руслан Маликов в 2005-м поставил документальную пьесу «Манагер-2005» о рабочих буднях менеджеров среднего звена. Дословная запись разговоров, которые сегодня ведутся в любом офисе, сыгранная на сцене, пользовалась огромной популярностью. В чем же суть феномена? Очевидно, людям вдруг открывается абсурдность собственных мотивов поступков, которые изнутри личной жизни кажутся вполне логичными. Абсурд тем более впечатляет, когда на сцене ты видишь не метафору, а буквальное повторение себя.

Exit mobile version