Отец теории менеджмента Питер Друкер категорически заявлял: «В управленцев нет другого пути, кроме как принять будущее, постараться смягчить удары и сбалансировать кратко- и долгосрочные цели. И, похоже, смертным не дано справиться хотя бы с одним из этих дел». Но даже не владея божественным провидением, бизнес-менеджмент должен увериться, что эту важную функцию не забудут и не прогнозируют, а примут со всей доступной человеку возможностью ее выполнить.
О правилах планирования и моделях оценки риска написан не один научный труд и руководство к действию. Тем не менее практически каждый отчетный период, когда компании финализируют фактические результаты деятельности, подлежащие неумолимому сравнению с ранее составленными планами, возникает много вопросов, а порой и разочарований. Дело не только в ожиданиях инвесторов, что компания должна следовать четкой линии по отношению к своим планам, и не в уверенности корпоративных управленцев, что пока они могут предвидеть будущее, в их власти его контролировать. И даже не в вере собственников, что в той мере, в какой они могут контролировать будущее, им не нужны планы и прогнозы.
Не вызывает сомнений лишь то, что если следовать тем же экономическим моделям и поведению, что и до кризиса, то повторения истории не избежать. Эксперты советуют не полагаться на одну модель, а рассматривать альтернативы, анализировать их с разных сторон, руководствуясь здравым смыслом. Не бойтесь потратить больше времени на анализ и оценку рисков, ведь если прогноз окажется далеким от реальности, то готовившего его финансового аналитика можно уволить, однако это не поможет выполнить бизнес-план. В отношении макропрогнозов, равно как и при планировании на уровне предприятия, не стоит впадать в апокалипсические настроения или наивно надеяться, что пронесет.
Для повышения качества планирования необходимо учитывать ряд ключевых факторов, начиная от четкого понимания перечня прогнозируемых показателей и определения уровня их детализации до диверсификации источников данных для прогнозов и работы с экспертными оценками. Светлана Рагулина, начальник отдела анализа и управления рисками департамента по внутреннему контролю и управлению рисками ДТЭК, структурирует самые важные моменты, которые релевантны для украинских компаний и должны быть учтены финансистами (см. материал «Улучшаем качество планирования», стр. 6).
Много проектов и методик планирования, возникших по необходимости в сложное для предприятия время, проходят повторную оценку и проверку на прочность: будут ли эти приемы и далее действенными для достижения заданных показателей. Одним из таких нововведений в период кризиса можно назвать применение теории вероятности в ежедневной практике финансового менеджера. Представим производство широкого ассортимента продуктов с использованием еще большего числа компонентов/наименований сырьевых материалов, зависимостью себестоимости и выручки от курсов нескольких валют, большим количеством поставщиков и покупателей, зависимостью от цен на биржевые товары и т. д. При работе со сложным бизнесом, когда успех конечного результата зависит от воздействия многих факторов, будет интересен подход расчета влияния возможных комбинаций рисков на финансовые показатели (см. материал «Не пальцем в небо», стр. 12).
Однако не только количественные риски несут опасность предприятию. Ростислав Чайкивский, финансовый директор ЧАО КЗБН «Росинка», имея богатый опыт аудита и консультационной деятельности, рассказывает о ключевых моментах вхождения в должность финансового директора в компании и отмечает важность своевременного выявления и прекращения злоупотреблений на предприятии. Не секрет, что часто до кризиса владельцы были готовы закрыть глаза на то, что менеджеры используют в личных целях до 20% вверенного им бюджета, если при этом выполняется или перевыполняется план продаж и система работает. Но с наступлением сложных времен и падением прибыли мошенничество, а также необоснованное принятие решений стали создавать серьезную угрозу для выживания предприятия (см. материал «Стартовать успешно», стр. 20).
Финдиректор должен заглянуть в будущее, идентифицировать риски и скорректировать путь компании. Не обязательно быть высоколобым Нострадамусом — научные подходы все же работают в наш просвещенный век. Например, сейсмологи тоже неспособны с абсолютной точностью предсказать, где и когда случится землетрясение или извержение вулкана. Но на основе движения тектонических плит ученые рассчитывают траектории возникновения напряжения в земной коре и внимательно наблюдают за зонами риска, чтобы успеть зафиксировать первые признаки надвигающейся катастрофы и принять соответствующие меры. Почему бы так не поступать экономистам и финансистам? &.Ф