Сергей Панченко, директор департамента маркетинга Слобожанська Будівельна Кераміка:
— По нашим оценкам, рынок загородной недвижимости в текущем году будет активно развиваться, поэтому ожидаем рост потребления лицевого керамического кирпича и керамических блоков. Причем основная доля потребления этих материалов придется на сегмент частного индивидуального домостроения. Это связано с тем, что уже в 2010 г. основным потребителем нашей продукции был частный застройщик. В 2011-м данный сегмент потребителей покажет рост не менее 10%. Скорее всего, потребление более качественного продукта в высоком и среднем ценовых сегментах будет расти более быстрыми темпами. Что касается бизнес-плана компании на этот год, то объем продаж керамического кирпича составит более 100 млн. шт. Для этого будут задействованы производственные мощности на заводах в Сумской, Харьковской и Киевской областях.
Сергей Калмыков, директор Модерн-XXI:
— Даже если выкупается «недострой», то, несмотря на стремление к экономии на стройматериалах, все равно окна ставят с энергосберегающими пакетами. Если же покупатель богатый и не имеет проблем с деньгами, тогда дома изначально рассчитаны на энергосбережение — предусмотрены тепловые насосы, сложные оконные конструкции, которые дают много света, но имеют минимальные показатели теплоотдачи. Но и это еще не все. Например, если раньше особняки имели большие крытые бассейны с подогревом, то сейчас они выносятся на открытый воздух, чтобы использовать энергию солнца. Вообще, на мой взгляд, тот факт, что в частном доме можно самостоятельно влиять на объем средств, потраченных на коммунальные услуги, сегодня является немаловажным аргументом при решении начать строительство за городом.
Владимир Мостовой, профессиональный киевский прораб:
— Я уже много лет работаю прорабом, но такого в загородном строительстве еще не видел. Раньше, если начинали строить коттеджный городок, на руках у застройщика были все необходимые документы. Да, не спорю, дома в основном создавались по одному проекту, следовательно, они были однотипные, лишь с некоторыми вариациями по площади. Но то, что происходит сейчас, это бардак. Сами застройщики стали предлагать либо достраивать уже начатые дома, либо просто продавать участки в пределах поселков. И тут началось. Или покупатели выбирают эконом-вариант, а поскольку со стройфирмой всегда обходится дороже (накладные расходы, НДС и т. п.), они начинают строить самостоятельно: нанимают бригаду и делают дом из чего попало, лишь бы дешевле. Или заказчиком являются очень богатые люди, в таком случае еще хуже — они сами не знают чего хотят, лишь бы побольше и, как говорится, побогаче. Получается, что строительство ведется без проекта и каких-либо норм. В Израиле, например, без разрешения и документов на постройку работают лишь арабы, а у нас — «высшие» слои общества.
Юрий Багрин, независимый риелтор, член АСНУ:
— Ситуация на рынке загородной недвижимости по-прежнему характеризуется крайне небольшим количеством сделок, особенно в дорогом сегменте — выше $150 тыс. Часть сделок задерживаются в связи с прекращением действия упрощенной системы получения «Свидетельства на право собственности на самострой», к тому же есть проблемы с получением справок на землю для нотариуса после ликвидации Государственного земельного кадастра. Поэтому спрос после небольшого всплеска осенью 2010 — в начале 2011 г. снова упал. Единственный сегмент, который еще кое-как живет, — это дома-дачи до $50 тыс. в 15-20 км от Киева. В противовес спросу предложение постоянно возрастает. Что касается ценовой политики, то оснований для роста стоимости домов по-прежнему не видно: ипотеки с реалистичными процентами нет и не предвидится, денег у людей становится все меньше, а расходов и проблем все больше, к тому же у собственников накапливаются проблемы с выплатой кредитов.
Александр Иванченко, частный предприниматель:
— Несколько лет назад я купил дом в недостроенном коттеджном городке. На тот момент из всех планируемых коммуникаций присутствовало лишь электричество. Но, по заверениям застройщика, в ближайшем будущем в городке должны были быть не только все коммуникации, а и развитая инфраструктура, чуть ли не круче, чем в городе. Что же оказалось в реальности? Понятно, что без воды жить было невмоготу, поэтому самостоятельно сделали скважину, не было газа — все перевели на электричество, ежемесячно тратя кругленькую сумму. Но и это не самое печальное в нашем опыте. Без обещанных теннисных кортов и бассейнов жить как-то можно, а вот без магазинов, детского садика, школы и больницы оказалось сложнее всего. Поэтому, как только представится хоть малейшая возможность продать дом и купить за эти средства квартиру в городе, тут же воспользуюсь ею.