Из-за технической отсталости украинских портов около четверти грузов, которые могли пройти через них, в 2010 году приняли три порта конкурентов — Новороссийск в России, Констанца в Румынии и Варна в Болгарии.
Об этом рассказала DT.UA эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава.
У свою очередь, директор экспедиторской компании «Югавтотранс» Сергей Кислицкий считает, что российские порты, прежде всего, Новороссийский, забирают грузы у украинских.
«Сначала, когда только начинались контейнерные перевозки, украинским портам не было альтернативы. Сегодня Украина сама создает себе конкурентов, потому что у международных компаний нет гарантий, что груз будет доставлен вовремя», — говорит он.
Причин, по которым грузы двинулись в обход Украины, несколько. Прежде всего — технологическая отсталость, отмечает издание.
В Украине порты универсальны, только с несколькими специализированными комплексами, тогда как в мире, наоборот, строится огромное количество специальных комплексов в портах.
Украинские порты в недостаточной мере обеспечены пропускной способностью железной дороги. Они отвечают стандартам 60-70-х годов прошлого века и сталкиваются с серьезными проблемами при обработке суден грузоподъемностью более 80 тыс. тонн, которые сейчас являются наиболее экономичными для перевозки массовых грузов.
Перегрузочная техника портов, в основном, универсальна (портовые краны), крайне изношена
Кроме того, система управления морскими портами — это симбиоз государственно-частного подхода, который объединяет недостатки обеих систем и практически не имеет преимуществ.
При том, что государственные порты генерируют достаточно большие средства, реинвестируется только маленькая их часть.
И главное — в Украине действует отсталое морское и пограничное законодательство, средневековые правила пересечения границы судами, коррупция во всех органах государственного контроля перемещения грузов с генерацией прибыли вверх по иерархическим вертикалям.
По оценкам Центра политического и экономического анализа, в нашей стране перегружается не более 15% от потенциального объема транзита.
«Однако, главная проблема — в государственной власти, которая не воспринимает значимость частного бизнеса в современных реалиях. Если между развитыми странами, на которые мы равняемся, за привлечение инвестиций в экономику идет борьба, у нас ментальность такова, что Украина делает услугу, позволяя инвестору работать», — говорит Кава.
Как следствие, государство уже двадцать лет откладывает «на потом» реформы в портовой отрасли.
Попытки привлечь инвестиции на уровне принятия разных «концепций развития» были обречены на провал, поскольку государство никогда не предлагало адекватных и полноценных решений, способных заинтересовать инвесторов, соглашается директор информационно-аналитического центра BlackSeaTrans Валентина Михайлова.
По материалам «Економічна правда»