Site icon Companion UA

Украинские порты проиграли четверть грузов иностранным конкурентам

Из-за технической отсталости украинских портов около четверти грузов, которые могли пройти через них, в 2010 году приняли три порта конкурентов — Новороссийск в России, Констанца в Румынии и Варна в Болгарии.

Об этом рассказала DT.UA эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава.

У свою очередь, директор экспедиторской компании «Югавтотранс» Сергей Кислицкий считает, что российские порты, прежде всего, Новороссийский, забирают грузы у украинских.

«Сначала, когда только начинались контейнерные перевозки, украинским портам не было альтернативы. Сегодня Украина сама создает себе конкурентов, потому что у международных компаний нет гарантий, что груз будет доставлен вовремя», — говорит он.

Причин, по которым грузы двинулись в обход Украины, несколько. Прежде всего — технологическая отсталость, отмечает издание.

В Украине порты универсальны, только с несколькими специализированными комплексами, тогда как в мире, наоборот, строится огромное количество специальных комплексов в портах.

Украинские порты в недостаточной мере обеспечены пропускной способностью железной дороги. Они отвечают стандартам 60-70-х годов прошлого века и сталкиваются с серьезными проблемами при обработке суден грузоподъемностью более 80 тыс. тонн, которые сейчас являются наиболее экономичными для перевозки массовых грузов.

Перегрузочная техника портов, в основном, универсальна (портовые краны), крайне изношена (60-90%) и не отвечает современным требованиям по размерам, грузоподъемности и продуктивности.

Кроме того, система управления морскими портами — это симбиоз государственно-частного подхода, который объединяет недостатки обеих систем и практически не имеет преимуществ.

При том, что государственные порты генерируют достаточно большие средства, реинвестируется только маленькая их часть.

И главное — в Украине действует отсталое морское и пограничное законодательство, средневековые правила пересечения границы судами, коррупция во всех органах государственного контроля перемещения грузов с генерацией прибыли вверх по иерархическим вертикалям.

По оценкам Центра политического и экономического анализа, в нашей стране перегружается не более 15% от потенциального объема транзита.

«Однако, главная проблема — в государственной власти, которая не воспринимает значимость частного бизнеса в современных реалиях. Если между развитыми странами, на которые мы равняемся, за привлечение инвестиций в экономику идет борьба, у нас ментальность такова, что Украина делает услугу, позволяя инвестору работать», — говорит Кава.

Как следствие, государство уже двадцать лет откладывает «на потом» реформы в портовой отрасли.

Попытки привлечь инвестиции на уровне принятия разных «концепций развития» были обречены на провал, поскольку государство никогда не предлагало адекватных и полноценных решений, способных заинтересовать инвесторов, соглашается директор информационно-аналитического центра BlackSeaTrans Валентина Михайлова.

По материалам «Економічна правда»

Exit mobile version