Site icon Companion UA

Кто хочет быть боссом?

Еще несколько лет назад на каждого рядового менеджера украинской компании приходилось до десятка руководителей. Однако сейчас ситуация кардинально изменилась: в стране стала ощущаться катастрофическая нехватка боссов. В чем проблема, и можно ли ее решить?


«В Украине очень тяжело найти инженеров, технологов, в стране не достает классных производственных специалистов, но самая большая проблема – это топ-менеджеры», так характеризовала на одном из недавних форумов ситуацию с отечественными кадрами Оксана Олейник, HR-директор группы предприятий ВВН в Украине.


По ее словам тяжелая ситуация с топами на сегодняшний день сложилась в перерабатывающих отраслях и сегменте FMCG. Впрочем, от нехватки управленцев страдают не только эти сегменты. «Катастрофически не хватает управленцев и для государственных учреждений», – рассказывает Василий Шик, первый заместитель директора департамента международного сотрудничества Министерства образования.


Но в наиболее сложном положении оказались сервисные компании. Ведь если производственные предприятия еще могут выжить за счет «красных директоров», то, например, финансовым компаниям приходится либо переманивать управленцев у конкурентов, либо взращивать их самостоятельно.


По данным ряда исследователей, большинство работающих в Украине структур хотели бы заполучить управленца с опытом работы в иностранной компании. Но таких в стране не более 5%. Можно, конечно, обвинять в сложившейся ситуации современную систему образования, действительно не дающую рынку достаточного количества квалифицированных управленцев. Однако дело не только в этом.


Если конец девяностых можно охарактеризовать фразой «Лучше быть менеджером по уборке двора, чем старшим научным сотрудником», которая уже стала народным фольклором, то сегодня стать боссами хочет все меньше молодых специалистов. В чем же проблема, и можно ли что-либо с этим сделать?


Выход за рамки


По определению классиков менеджмента, сам термин «выход за рамки» означает особый род деятельности, превращающий неорганизованную группу сотрудников в эффективный, целенаправленный и производительный коллектив.


Ученые мужи называют пять основных функций управленца. Это структурирование рабочего процесса для повышения его эффективности (организация), распорядительство (доведения решений менеджера до его подчиненных), согласование и установление взаимосвязей и для достижения целей (координация), мотивация персонала и контроль выполнения поставленных задач.


Очень долго обязанности топ-менеджеров действительно ограничивались лишь этими пятью функциями. Однако в последнее время к ним добавилась шестая, которая и вызвала уменьшение количества желающих стать боссами. Это – планирование. Именно необходимость формирования целей организации и определение задач ее работников для их достижения вызвало максимальное непонимание со стороны современного рынка труда.


Но посмотрим правде в глаза: сегодня малого кого из работодателей интересует управленец, который просто может организовать рабочий процесс и поставить задачу перед подотчетной ему административной единицей. Компаниям нужен менеджер, который еще и детально распланирует эту работу, причем так, что бы достичь стратегических целей компании. Желающих взвалить на себя такой груз ответственности пока находится немного.


Смерть под информационным прессом


Задачи управленцев во всем мире стали усложняться еще в период промышленной революции, более 200 лет тому назад. Позже, развитие информационных технологий, в первую очередь телекоммуникационных, несколько облегчило работу руководителей, но бум сетевых проектов в 90-ые годы прошлого столетия довел динамику деловой жизни до откровенной истерии, когда от задержки принятия решения в доли секунды зависел не только размер прибыли, но и дальнейшая судьба всей компании.


Ежемесячные, ежеквартальные, полугодичные и годовые планы работы, и в след за ними — строго такое же количество отчетов по выполнению намеченного. Решение вопросов с бюджетами, учредительные и дисциплинарные советы, моделирование рыночных тенденций — все это ляжет на плечи смельчаку, решившемуся стать топ-менеджером. Но и это еще не все: наниматели часто ждут от сегодняшнего руководителя революционных решений для всей компании, или хотя бы для подотчетной ему части организации. В принципе, все это в теории решается делегированием прав и обязанностей своим подчиненным, но где взять тех, кто в итоге тебя не подведет?


Справедливости ради нужно отметить, что страх специалистов перед управлением компанией — это не только украинская проблема. С ней столкнулись и другие, динамично развивающиеся мировые экономики. Стресс и переутомление стали обязательными спутниками сегодняшних топ-менеджеров, вне зависимости от их специализации.


Есть ли единое решение этой глобальной проблемы? Скорее всего – нет. Однако есть набор рекомендаций, который позволит, как минимум удержать уже полученного управленца, а также заинтересовать потенциального кандидата на должность топа. Но поскольку каждая из них требует тщательного разбора, анализа и адаптации к украинскому кадровому рынку, то подробно о них «Комп&ньоН.Online» расскажет в следующих материалах.

Exit mobile version