Site icon Companion UA

Центральная и Восточная Европа стали вновь привлекательными

Иностранные инвестиции возвращаются в ЦВЕ

В 2010 году возобновился приток капитала в страны ЦВЕ. «После существенного падения в 2009 году (-45% г/г) объем прямых иностранных инвестиций начал расти (приблизительно на 9% г/г). Более позитивно ситуация развивалась в Чехии, где приток прямых иностранных инвестиций вырос более чем в 2 раза в 2010 году, что является самым лучшим показателем в регионе. В Венгрии, где негативная тенденция изменилась впервые после кризиса, а также в Словакии и Украине произошли улучшения. Мы также заметили, что развитие рынка опережает оценки рейтинговых агентств, которые, однако, уже отметили сильные фундаментальные экономические показатели ЦВЕ: спреды по кредитно-дефолтным свопам (КДС) меньше по сравнению со спредами по КДС южно-европейских стран», – прокомментировал Юрай Котьян, соруководитель подразделения макроисследований ЦВЕ Erste Group.

Объем прямых иностранных инвестиций начал расти в ЦВЕ. Чехия уверенно лидирует в регионе по показателю прямых иностранных инвестиций, который вырос более чем в два раза по сравнению с 2010 годом (почти 4% ВВП). В номинальном значении показатель прямых иностранных инвестиций даже превысил уровень 2008 года. Венгрия также приятно удивила: согласно с предыдущими данными негативная тенденция изменилась, и объем прямых иностранных инвестиций в 2010 году составил более 2% ВВП. Показатель прямых иностранных инвестиций также вырос в Словакии, достигнув 1% ВВП благодаря сильному росту реинвестированных доходов и стабилизации займов, предоставленных материнскими компаниями дочерним. Профицит текущего счета Венгрии (2% ВВП), вызванный экономическим ростом, создает сильную базу для стабильности платежного баланса страны. Украина сохранила высокий показатель прямых иностранных инвестиций (около 4% ВВП), что фактически покрывает весь дефицит текущего счета и значительно сокращает необходимость во внешних привлечениях. 

Портфельные инвестиции в Польшу и Чехию выросли

С 4 кв. 2009 года произошло улучшение портфельных инвестиций, в частности в Чехию и Польшу. Основная часть портфельных инвестиций припала на долговые инструменты, в основном на государственные облигации. Нерезиденты увеличили долю своих вложений в государственные ценные бумаги Чехии и Польши на 5 млрд евро и 25 млрд евро соответственно (3,3% и 6,1% ВВП Чехии и Польши соответственно). Обе страны пользовались спросом иностранных инвесторов благодаря относительно незначительному уровню государственного долга и стойкости экономик по время глобального спада. Однако отсутствие усилий, нацеленных на уменьшение дефицита государственного бюджета в Польше, и неравномерное распределение финансирования правительства со стороны внутренних и внешних инвесторов делает активы Польши, по мнению аналитиков Erste Group, более рисковыми по сравнению с Чехией.

Инвесторы оценили страны ЦВЕ как более привлекательны по сравнению с некоторыми странами с лучшим рейтингом (Италия, Испания и Португалия)

Экономикам многих стран ЦВЕ удалось устоять на протяжении кризиса (Чехия, Словакия, Польша и Хорватия), не ощутив значительных трудностей с внешним финансированием. Некоторым странам пришлось возобновлять баланс в экономике (Венгрия, Румыния и Украина) и предпринимать корректирующие действия, в том числе и к структурным реформам. Благодаря программам МВФ и ЕС было ослаблено давление внешнего финансирования и внедрены меры, нацеленные на уменьшение дисбаланса. С другой стороны, страны Еврозоны, которые столкнулись с недостатком притока частного капитала (Греция, Португалия), смогли выиграть время благодаря доступу к рефинансированию ЕЦБ, что изменило приток частных инвестиций и внешнюю помощь. Таким образом, у них не было необходимости корректировки большого внешнего дисбаланса. К сожалению, это облегчение было не долгосрочным, а средства предоставлены не на жестких условиях, в результате дисбаланс южно-европейских стран в 2010 году остался, а возможно и увеличился. В то же время страны ЦВЕ существенно уменьшили дефициты своих текущих счетов. Несмотря на заметную разницу, рынкам понадобится значительное время для того чтоб понять, что состояние многих стран ЦВЕ лучше, чем некоторых стран Еврозоны.

«Возникают вопросы: сколько времени необходимо рейтинговым агентствам, чтобы привести рейтинги в соответствие с фундаментальными экономическими показателями, и будут ли рейтинги частично проигнорированы рынками как слишком строгие и устаревшие? Ми заметили, что последнее уже происходит. Правительство Словакии (рейтинг А+) платит премию за риск меньше, чем Испания, у которой гораздо лучше рейтинг (АА) или Италия, рейтинг которой немного лучше (АА-). Хорватия (ВВВ-) и Венгрия (ВВВ-), которые в рейтинге ниже, а также Румыния (ВВ+), рейтинг которой во время кризиса упал ниже инвестиционного уровня, одалживают средства дешевле, чем Португалия, у которой все еще лучше рейтинг (даже после недавнего значительно снижения)», – добавил Котьян.

В Венгрии и Румынии значительно сократились дефициты текущих счетов как результат меньшей потребности во внешнем финансировании

Первой страной, которая пострадала от оттока капитала, стала Венгрия, где значительное уменьшение портфельных инвестиций парализовало рынок облигаций, а также вызвало давление на валюту. Из-за этого правительство не смогло эмитировать новые долговые ценные бумаги с приемлемой доходностью и обратились в МВФ за помощью. На другие страны ЦВЕ не так сильно повлиял отток портфельного капитала (в чистом объеме) в связи со значительно меньшим объемом портфельных инвестиций в эти страны. Например, иностранные инвесторы держали только  3 млрд евро (2% ВВП) в государственных ценных бумаг Румынии состоянием на начало кризиса и в тоже время приблизительно 30 млрд евро (29% ВВП) в государственных бумагах Венгрии. С другой стороны, глобальный мировой кризис урезал возможность финансирования Румынией дефицита своего текущего счета (в то время примерно 13% ВВП), и экономика вынуждена была быстро адаптироваться для сокращения дефицита текущего счета. Проведение этих изменений облегчила согласованная помощь со стороны МВФ и ЕС, что снизило давление со стороны внешнего финансирования и помогло внедрить меры с целью сокращения дисбалансов. Также значительную роль тут сыграла так называемая венская инициатива, а именно то, что иностранные банки, присутствующие в стране, пообещали сохранить свои инвестиции. Недавнее решение заменить завершенную программу МВФ «стенд-бай» в Румынии соглашением «предупредительный стенд-бай» (привлечение средств не ожидается) и не продолжать предыдущую программу говорит об улучшении ситуации в Румынии. Котьян подытожил: «ИВенгрия, и Румыния существенно сократили дефициты своих текущих счетов и таким образом снизили необходимость во внешнем финансировании до уровней, которые можно легко покрыть на рынках».

Exit mobile version