Контекст

неизбежность

На распутье

Срок действия моратория на продажу сельскохозяйственных земель в Украине истечет 1 января 2012 г. Однако на вопрос, заработает ли рынок земли в следующем году, однозначного ответа пока нет. Цена вопроса – 30 млн. га пахотных земель страны, или с учетом средней стоимости гектара 12 тыс. грн. – примерно $500 млрд. Если ее продажа по-прежнему будет запрещена, то уже существующие фирмы, арендующие по 200-300 тыс. га и больше, смогут и дальше экономить на севооборотах, мелиорации, обеспечивая высокую рентабельность за счет эксплуатации земель. При этом формальные собственники, сдающие ее в аренду, практически лишены реальных прав. В случае отмены моратория цена земельных паев резко вырастет, и арендаторам придется потратить значительные средства на ее выкуп у владельцев, на обход ограничений на площадь надела, который может находиться в собственности и т. д. Поэтому в их интересах сохранение статус-кво.

По мнению адвоката и партнера юридической фирмы Ильяшев и Партнеры Максима Копейчикова, земли сельхозназначения все-таки должны быть предметом продажи: «В таком случае, во-первых, будет существенно уменьшена возможность коррупции и махинаций на земельном рынке, во-вторых, увеличится объем инвестиций в село. И, конечно же, Украина вполне может пойти по пути Нидерландов, полностью используя свой потенциал, стать одной из ведущих аграрных стран мира».

Тем не менее, разрешив свободную продажу земель, необходимо предусмотреть некоторые ограничения. В частности, нельзя допустить чрезмерной концентрации их в одних руках, для чего необходимо требовать раскрытия информации о собственнике земли на уровне конечного бенефициара. Кроме того, необходимо создание действенных механизмов контроля за использованием земель с тем, чтобы они не скупались в спекулятивных целях. К примеру, путем законодательного закрепления возможности изъятия земельного участка у собственника, не использующего его в соответствии с целевым назначением более полугода, с выплатой такому владельцу не рыночной цены, а цены ее приобретения, но не выше нормативной оценки.

подсчеты

Топ-преимущества

Почти на треть выросли в прошлом году бонусы топ-менеджеров многих крупных компаний США. Подобная динамика роста вознаграждений была зафиксирована впервые за минувшие три года, сообщает WSJ со ссылкой на исследование консалтинговой Hay Group. В качестве бонусов в данном случае рассматривают разного рода премии, выплачиваемые руководителям компаний. Размер премии, как правило, зависит от корпоративных показателей. Так, в минувшем году топ-менеджеры 50 американских корпораций, годовая выручка которых превышает $4 млрд., получили $126,1 млн. годовых бонусов. Для сравнения: еще в позапрошлом году этот показатель составлял $83 млн. В 2010 г. самые крупные премии достались руководителям сети кофеен Starbucks, компьютерной компании Jabil Circuit и производителю бытовой химии Clorox. Немалый бонус был выплачен также президенту и управляющему Walt Disney (около $13,5 млн.).

Выплата бонусов, привязанных к корпоративным показателям, – традиционная практика в крупных американских компаниях. Однако в скором времени о схеме выплат премий и компенсаций топ-менеджерам, специалистам и членам совета директоров компаниям придется отчитываться. Так, о намерении обязать брокеров и инвестиционных консультантов подавать отчет с такого рода информацией заявила в начале марта американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC). Данное требование относится к компаниям, активы которых стоят более $1 млрд.

наблюдения

Не что, а как

Негативная информация распространяется быстрее позитивной. Очередным подтверждением данного факта послужил отчет компании LoyaltyOne, согласно которому 26% американских потребителей заявили, что скорее расскажут семье, друзьям и коллегам о своем негативном опыте потребления продукта или услуги, нежели о позитивном. Но, кроме собственно подтверждения давно известного факта, исследователи задались еще и другим вопросом: как именно респонденты предпочитают делиться информацией о своем опыте потребления? Будь то негативный или позитивный опыт. Согласно данным отчета социальные медиа все еще не являются главным местом для обмена информацией людей о товарах и услугах. Так, 84% взрослых респондентов предпочитают делиться такого рода информацией посредством общения с глазу на глаз. Для сравнения: только 35% делают это посредством социальных медиа. Кроме того, большинство взрослых для обмена впечатлениями от брендов используют электронную почту (58%) и городские телефоны (53%). Обмену опытом с глазу на глаз отдают предпочтение также и большая часть молодых людей (77%). Единственным сегментом, который чаще других делится слухами и впечатлениями о брендах посредством социальных медиа, предсказуемо оказалась молодежь.

ожидания

Наблюдая за динамикой

В 2011 г. аналитики Эрсте Банка прогнозируют ускорение роста экономики Украины. Это должно произойти благодаря увеличению объемов инвестиций и внешнего спроса. Напомним, что в 2010 г. реальный рост ВВП страны составил 4,2% , тогда как уже с первых месяцев текущего года темп роста несколько увеличился. В частности, динамику продемонстрировали такие отрасли, как металлургия, химическая промышленность и строительство. Этому способствовали внутреннее потребление, внешний спрос и государственные расходы. По наблюдениям аналитиков банка, не в лучшем положении оказалась и пищевая индустрия, которая в перспективе может еще больше пострадать. Основной повод для подобного прогноза – давление на цены на продукты питания, которое в ближайшем будущем вряд ли ослабеет.
В феврале инфляция несколько замедлилась – 7,2% в годовом исчислении. Однако аналитики Эрсте Банка ожидают дальнейшего роста инфляции – до 10%, хотя не исключают в будущем пересмотра данного показателя. Поводом к этому могут послужить рост цен на нефть, отражающийся на стоимости других продуктов и услуг, а также пересмотр программы МВФ, что, в свою очередь, способно повлечь за собой увеличение стоимости газа, а также услуг по подогреву воды. Все это может разогнать инфляцию.

надежды

Рост, на который рассчитывают

Текущий год должен стать доходным для автомобильной отрасли. В этом уверены 90% респондентов, опрошенных PwC в рамках 14 Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний. Сходное ожидание доходов было зафиксировано в 2008 г. до начала экономического спада.

Так, около 80% мирового роста автоиндустрии, по мнению специалистов PwC Autofacts, вплоть до 2017 г. обеспечат

быстроразвивающиеся рынки. Из них 34% придутся на Китай, 7% – на Россию. Китай уже  сегодня является крупнейшим в мире автомобильным рынком, и, по мнению 64% опрошенных руководителей, эта роль останется за ним и в дальнейшем. Доход автомобильных компаний, ранее инвестировавших в КНР и создававших совместные предприятия с китайскими партнерами, уже ощутимо вырос. Эту страну в качестве основного источника снабжения рассматривают 60% респондентов. На втором месте расположилась Германия (24% опрошенных), третье поделили США и Бразилия (по 18%), четвертое заняла Россия (12%).

 

Залишити відповідь