Зарубежные производители сыра переходят от импорта к созданию производства на украинском рынке. Именно так поступила французская Bel Group.
Выяснять, в каком объеме рынок сыра Украины примет французские премиальные продукты, Bel Group (Франция) стала уже после приобретения ОАО «Шосткинский гормолкомбинат» (о сделке официально объявлено в апреле текущего года). До этого компания, как и многие другие иностранные производители сыра, пассивно наблюдала за развитием рынка. К тому же продукты Bel Group (торговые марки La Vache qui rit, Kiri, Mini Babybel и Leerdammer) исторически были мало представлены в нашей стране.
Каждый занимался своим делом
В то время как Bel Group приобретала производства в других странах, наблюдая при этом и за украинским рынком, Шосткинский гормолкомбинат активно преображался. Прежде всего изменения на отечественном предприятии коснулись бизнес-процессов и организации работы в целом. Помог украинцам американский фонд прямого инвестирования Western NIS Enterprise Fund (WNISEF), которому принадлежал контрольный пакет акций комбината последние два года (до сделки с Bel). В частности, был сформирован полноценный коммерческий отдел, построена национальная система дистрибуции. В переоборудование предприятия было вложено более $7 млн. Уже в 2005-2006 гг. оно стало одним из крупнейших производителей твердых и плавленых сыров в Украине (ТМ «Шостка» и «Белые берега»). Производственные мощности выросли более чем на 40%. Кроме того, предприятие активно работало над развитием маркетинговой стратегии. В результате за два года совместной работы фонда и производителя доля Шосткинского гормолкомбината на рынке выросла вдвое (с 5 до 10%). «Целенаправленно завод не готовился к продаже. Просто предвидел тенденции развития рынка», – говорит Лариса Рудакова, президент Bel Group в Украине.
Курс останется тем же
С точки зрения маркетинга ТМ «Шостка» лишь начинает развиваться. Дело в том, что зарегистрирована она только в 2005 г. В компании отмечают, что так было задумано с целью из региональной сделать марку национального значения. «Долгое время в Сумской области была известна ТМ «Белые берега». Но так как шосткинские сыры всегда пользовались популярностью, в качестве названия для национального бренда выбрали такое, которое указывало бы на место происхождения, – рассказывает Наталия Фесюн, директор по маркетингу Шосткинского гормолкомбината. – Последние два года мы работаем над тем, чтобы донести до потребителей как можно больше информации о торговой марке. По последним данным, в узнаваемости и лояльности потребителей наша марка – лидер. Наиболее активная маркетинговая политика компании пришлась на последние полгода. Уже сейчас мы имеем очень четкое видение плана коммуникаций с потребителями до конца 2007 г. Для развития торговой марки разработали рекламную концепцию, запустили рекламу на телевидении, а также наружную рекламу и др.».
Расширение ассортимента украинского предприятия скорее всего начнется с плавленых сычужных сыров. Именно в данной группе продуктов Bel Group является мировым лидером. Способствует такому расширению ассортимента Шосткинского гормолкомбината и ситуация на отечественном рынке сыра. Продукция премиального класса (мягких сыров) внутри страны не производится, а экспортируется в основном из Польши, Франции и Швейцарии. В то же время ассортимент нижнего и среднего ценовых сегментов уже очень широк, и конкуренция разворачивается преимущественно между отечественными производителями.
Регион региону – рознь
Даже продолжаЯ работу над традиционным для себя ассортиментом, Шосткинскому гормолкомбинату есть куда расти. ТМ «Шостка» известна во всей стране, но в некоторых регионах, где сильны местные производители, ее представленность еще не достигла нужного предприятию уровня. К таким регионам относится Западная Украина, Днепропетровская область и Харьков.
При всей своей привлекательности украинскому рынку сыров присуща одна глобальная проблема – отсутствие качественного сырья в нужных производителям объемах, с чем, кстати, столкнулись и в Bel Group. Но несмотря на это, эксперты прогнозируют в скором времени увеличение числа иностранных компаний, выходящих на рынок страны, в результате чего может измениться сама структура рынка.
Стоимость предприятий вырастет |
Потратились и получили |
Сила производителя – в покупателе Меняются также и предпочтения украинцев. В потребительской корзине все больше появляется изысканных сортов продукта. К примеру, растет потребление так называемой пропионовой группы сыров, которые и сложнее в производстве, и конечная стоимость их дороже. В выборе особенно из ряда подобных сыров потребитель нередко ориентируется на производителя, поэтому права на ошибку у каждого игрока остается все меньше. |