Китайская экспансия – не смертельная угроза, а просто новая реальность. Угроза – это все сметающая волна цунами. А китайское движение на внешние рынки – это все же прибой, который хоть и разрушает берега, но создает пляжи, а его энергию можно использовать в своих целях.
Стратегия концентрации усилий
В 1980-1990-е гг. Китай отказался от попыток выравнивания уровней развития регионов, перейдя к приоритетному финансированию экономики наиболее развитого региона – Востока. Была также использована стратегия точечного привлечения иностранного капитала. Созданы порядка 60 специальных экономических зон в приморских районах, которые стимулировали приток зарубежных капиталовложений. Прямые иностранные инвестиции сыграли роль катализатора экспортного производства и послужили источником новых знаний. Начала быстро развиваться внешняя торговля, имеющая большое положительное сальдо. Благодаря этому формируются государственные валютные резервы.
В 2000-е гг. стратегия меняется с концепции сфокусированного развития на создание равных условий конкуренции во всех регионах страны. Происходит корректировка экономической стратегии: сохраняя внешние факторы развития в качестве важнейших источников поддержания экономического роста, правительство обратило внимание на расширение внутреннего спроса. Были изменены приоритеты финансирования. Значительные бюджетные средства теперь направляются в те регионы страны, где пока нет условий для эффективного функционирования частного капитала.
С реформами связан один из китайских стереотипов, мол, эти реформы идут очень успешно. Судя по макропоказателям, так и есть. Но повторимся, реформы китайское правительство и компартия (которая по-прежнему является «руководящей и направляющей силой» страны) проводят с постоянной оглядкой на страну, состояние ее экономики и общества. В случае необходимости коррективы в курс вносятся весьма существенные.
Все должны идти вместе
Но достаточно быстро ситуация изменилась. Бизнесмены набирались опыта, но главное то, что правительство продемонстрировало способности управлять экономикой на макроуровне.
Несколько лет назад акцент в действиях центральных властей сместился с ускоренного экономического развития любой ценой на борьбу с коррупцией, создание гармоничного общества и уменьшение социального неравенства. Несколько крупнейших бизнесменов лишились свободы, кое-кто был вынужден эмигрировать. И далеко не всегда причины гонений были только экономические. Часто наказывались и попытки бизнесменов показать свою независимость от местных властей или занять «неправильную» политическую позицию. В России подобное вскоре произошло с Михаилом Ходорковским.
Стабилизация финансовой системы
Одной из актуальных и наиболее опасных текущих проблем экономики Китая является перегрев фондового рынка. Интерес к ценным бумагам подогревается низкими ставками по банковским вкладам – менее 3% годовых.
Китай заинтересован в стабилизации финансовой системы, в том, чтобы крупнейшие финансовые институты страны прошли листинг на зарубежных биржах, что увеличит прозрачность их деятельности и повысит качество корпоративного управления. Присутствие в составе акционеров иностранных институциональных инвесторов – один из самых простых и быстрых способов приведения банковского сектора Китая к стандартам, распространенным в развитых странах. Подобная тактика использовалась Пекином и в конце 1990-х, когда IPO проводили китайские телекоммуникационные компании. Такие меры в том числе являются подготовкой Китая к открытию финансового сектора страны для иностранных игроков в соответствии со взятыми обязательствами членства в ВТО.
В недавнем прошлом американские законодатели и другие официальные лица старались надавить на Китай, чтобы тот прекратил политику занижения курса юаня. Правительство Китая не поддалось давлению, и сейчас страны стремятся к созданию других механизмов взаимоотношений, приемлемых для всех сторон. Например, увеличение спроса на китайские активы уже и так привело к укреплению курса юаня по отношению к доллару.
Внутренний рынок как донор
Роль разумного поведения правительства в успехе Китая очень велика. Но значительны заслуги и самих китайских компаний, которые умеют максимально использовать благоприятные возможности.
Разумеется, на внешних рынках китайские компании нигде не ждут, конкуренция везде высока. В большинстве товарных категорий «убойным» оружием китайцев является низкая цена. Но, например, в категории некоторых высокотехнологичных товаров, одной цены уже не хватает, приходится действовать более искусно. Стратегию продвижения на заполненных потребительских рынках таких товаров отработали ранее корейские компании. Китайцы просто идут по их пути. В основе успеха лежат три главные причины. Первая – грамотное по способам и срокам внедрение технологических новинок, пусть и не ими самими придуманных. Вторая – целенаправленный и эффективный маркетинг, особенно в части продвижения товара. Компании понимают, что продвигается не технология, а полезный потребителю товар, в котором она использована. Третья – способность производителей чрезвычайно быстро обучаться на уроках, которые преподносит работа на рынке.
У китайских компаний при работе на глобальных рынках есть как минимум два преимущества. В первую очередь это огромный внутренний рынок. В процессе достижения успеха на этом рынке компании оттачивают эффективную бизнес-модель, а добившись успеха – обеспечивают себе финансовую стабильность. Второе преимущество состоит в том, что китайские компании могут использовать недорогую рабочую силу, увеличивая тем самым производственную эффективность.
С китайскими компаниями связан еще один «национальный» стереотип – товары из Китая не только дешевые, но и некачественные. Стереотипными фразами-приговорами стали: «мэйд ин Чина», «сделано в Китае», «китайский товар». Безусловно, этот стереотип имел веские основания для появления. Но разве во времена СССР не считались китайские товары легкой промышленности желанным дефицитом? Разве не в Китае сделана значительная часть товаров, которые сейчас продаются в избалованных изобилием товаров США и Западной Европе?
Говорить, что все поставщики Китая одинаково плохо производят продукцию, неправильно. Безусловно, есть и достойные фабрики, но цены на их продукцию высоки, поэтому многие наши компании предпочитают работать с мелкими производителями. Да еще и цену стараются максимально занизить. Отсюда и соответствующее качество.
Отчаянная нехватка международных менеджеров
В Китае катастрофически не хватает квалифицированных менеджеров. Агентство McKinsey подсчитало, что тем китайским фирмам, которые пытаются вывести свой бизнес на мировой рынок, требуется не меньше 75 тыс. менеджеров с международным опытом. А их насчитывается не больше 5 тыс. на всю страну.
Многие китайские директора руководят по старинке, в традициях плановой экономики. Принимая решения, немало местных руководителей полагаются скорее на интуицию и слухи, а не на статистику и анализ. Они предпочитают неформальные источники информации, поэтому, оказываясь в другой стране, китайцы часто теряются: им приходится работать с незнакомыми людьми, использующими неизвестные методы.
«Культурная революция» Мао Цзэдуна оставила без образования целое поколение. Многие из тех, кто взрослел в те времена, так и не смогли наверстать упущенное. Согласно опросам только 40% китайских топ-менеджеров имеют высшее образование, а диплом в области менеджмента есть только у каждого пятого из них. Но ситуация меняется – в 1991 г. дипломы МВА выдавали только девять китайских вузов, сейчас – 95. Многие из них сотрудничают с западными университетами, приглашая оттуда профессоров.
При сохранении чрезмерно высоких темпов роста промышленного производства экономическая ситуация в стране может дестабилизироваться, считают в госкомитете КНР по развитию и реформам. По итогам I квартала 2007 г., рост промышленного производства в стране составил 18,3% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. В госкомитете говорят, что такие темпы ведут к чрезмерному потреблению энергоресурсов и сырьевых материалов, вызывают загрязнение окружающей среды, создают проблемы в области урегулирования экономической структуры. Поэтому сдерживание роста станет ближайшей задачей правительства.
Формирование глобальной бизнес-платформы Таким образом, в настоящее время бизнес и общество уже не задаются вопросом: «Что мне может принести глобализация?», а задумываются над тем, каким образом можно обеспечить приток работы к себе. Ответ на этот вопрос зависит, как я полагаю, от трех основных факторов. Первый – экономика. Соотношение потенциальных затрат и выгод является важным фактором, определяющим распределение работы. Однако низкие затраты – не единственный фактор успеха. Например, почему дорогая Европа снова, как и в 2005 г., занимает первое место в мире по привлечению инвестиций в производство – 39% всех проектов, а дешевая Азия – второе (31%)? Дело в том, что компании переводят производства, основываясь не только на возможности сокращения затрат. Они руководствуются вторым фактором глобальной интеграции, которым является компетентность. В мире, который все больше ценит инновации, очевидным путем к успеху является наличие высокопрофессиональных навыков, лучших идей и уникальных решений. И третьим фактором глобальной интеграции является открытость – в торговле, технологиях и бизнес-отношениях. Самюэль Пальмизано, председатель совета директоров, президент и исполнительный директор корпорации IBM. По материалам газеты «Ведомости» |
«Вступление в ВТО несет угрозу местной промышленности» Своим примером Китай отрицает стереотип-страшилку, распространенную в Украине, что вступление в ВТО неизбежно несет угрозу местной промышленности. Например, ожидалось, что китайская автомобильная промышленность не выживет под натиском американских и японских конкурентов. Она не только выжила, но и готовится к завоеванию мира. Были обеспокоены и владельцы продуктовых розничных сетей. Но все оказалось не так страшно. На сегодняшний день бесспорным «королем» розницы в Китае является Shanghai Bailian Group, которая владеет сетью из 6000 магазинов. Она была образована путем слияния четырех крупнейших китайских ритейлеров в 2004 г. Тогда в связи с требованиями ВТО местные власти позволили иностранным компаниям открывать магазины самостоятельно. Ранее это было возможно лишь при условии создания СП с местными партнерами. Но сейчас такие транснациональные гиганты, как Wal-Mart и Carrefour, владеют всего лишь несколькими сотнями магазинов. С 2001 г., когда Китай вступил в ВТО, зарубежные компании инвестировали в китайские предприятия около $630 млрд. |
Только факты
|