Site icon Companion UA

Бизнес из окон

Заработав на поставках кругляка, компаньоны Владимир Андреев и Сергей Кармазин открыли собственную фабрику по производству деревянных конструкций, которая всего за полтора года смогла войти в число крупных предприятий отрасли.


1996 году офицер украинской армии Владимир Андреев уволился в запас. Тогда-то и встал вопрос: как зарабатывать на жизнь? Он начал с того, что зарегистрировался как частный предприниматель и купил за 15 тыс. грн. два гектара сосны в Черниговской области. Срубленный лес продал весьма неплохо. Из заработанных денег снова купил участок. Потом – еще и еще. Очень скоро Андреев стал экспертом в своей отрасли: знал, какой лес для чего подходит, научился его сортировать, правильно разрезать и зарабатывать на кругляке.


В эмиграцию и обратно
В 1998 году на него вышла французская компания, которая у себя на родине производит винные бочки. Французы как раз искали поставщиков кругляка. «Я совершенно случайно оказался в нужное время в нужном месте», – говорит В. Андреев. – Вскоре мы создали в Украине совместное предприятие, которое французы назвали «Центр переработки украинского леса». Фирма стала изготавливать заклепки для винных бочек – это очень тяжелое производство».


Сколотив неплохой капитал на поставках кругляка и производстве заклепок, в 2003 г. Владимир вместе с семьей эмигрировал в Германию, где к тому времени обосновалась его мать. Правда, на чужбине он и года не выдержал. Говорит, не нашел себе занятие по душе, поэтому уже через восемь месяцев вернулся. Тогда он всерьез задумался о создании фабрики по производству деревянных окон и дверей. Говорит, что об этом мечтал несколько лет: «Когда в 2000 г. я делал ремонт в собственной квартире, встал вопрос, какие ставить окна? Уже тогда у меня было энергетическое восприятие древесины. Я выбрал дубовые рамы. Заказал какой-то фирме, заплатил большущие деньги (эти окна у меня до сих пор стоят). Именно тогда и зародилась идея создать собственное производство деревянных окон».


Производить рамы из пластика проще, нежели из дерева. Когда Владимир думал о создании собственного предприятия, то прокручивал в голове и металлопластиковый вариант: «Но если посчитать предприятия по производству пластиковых окон, то только в одних Броварах их на тот момент было более 60. Причем число таких фирм в Украине постоянно растет».


Хотя возможность втиснуться, безусловно, имелась. Но Владимир решил, что игра не стоит свеч. Он считает, что мода на металлопластик вскоре пройдет и люди снова станут отдавать предпочтение деревянным окнам. К тому же на всю Украину в 2004 г. было шесть крупных компаний («Квин-Свиг», «Модус», «Фрам», РКС, «Модерн», «Алаид»), специализирующихся на выпуске деревянных окон и дверей. Да и сегодня их не более восьми. Бизнесмен Андреев объясняет этот факт тем, что производство деревянных окон очень сложное, не всякий сможет его освоить: «Эта ниша свободна и по сей день, так как мало кто желает вникать в производственные тонкости».


Правильный выбор
Когда в 2004 году Андреев вернулся в Украину, денег на фабрику у него не было. Он снова решил заработать нужные средства на продаже кругляка. Тем более что покупатели были – все те же французы из «Центра переработки украинского леса», с которыми он по возвращении на родину возобновил сотрудничество. Андреев вместе со своим другом Сергеем Кармазиным учредил предприятие «Сузір’я». Потом приятели купили в Фастовском лесхозе один участок дубового леса, затем еще один, еще. И так постепенно скупили шесть участков, наняли бригаду столяров из семи человек. Со стороны трудно понять, как напарники умудрялись зарабатывать на продаже кругляка, если цены на участки леса и кругляк были примерно одинаковы: 1 куб. м дубового леса тогда стоил 300-1200 грн., а 1 куб. м кругляка – 500-1200 грн. Но Андреев говорит, что этим имело смысл заниматься, если знать, как рационально использовать это сырье. Из одной и той же партии леса можно получить разный объем товарной древесины: «Здесь все зависит от раскроя. Если резать в соответствии с ГОСТами, то получишь 300 кубов. А ежели резать по моей технологии, то можно выкроить все 500 кубов». За счет этого самого рационального раскроя партнеры и зарабатывали деньги. Причем довольно неплохие – уже в начале 2005 г. они смогли купить помещение для будущей фабрики и первое оборудование.


Предприятие решили разместить возле поселка Бородянка. Во-первых, это недалеко от Киева. Во-вторых – именно там подвернулось подходящее по габаритам и цене сооружение (бывшее картофелехранилище). Помещение реконструировали, после чего в нем установили полуавтоматическую линию по производству оконного евробруса. Учредители предприятия сами освоили выпуск этого изделия и еще наняли 30 станочников.


В конце 2005 г. партнеры решили наконец купить линию по производству евроокон. К этой покупке подошли со всей серьезностью. «Прожив более восьми месяцев в Германии, я обзавелся знакомыми в области деревопереработки. Они помогли мне сделать правильный выбор в отношении производственной линии, – делится Владимир Андреев. – Мы купили дорогое оборудование, технологии, способы покраски». Правда, правильность выбора обошлась собственникам фабрики в $2 млн. Владимир считает, что купленное им оборудование того стоит: «У нас – сплошная автоматика. В операциях, которые на нашей фабрике выполняет один станок, на других предприятиях заняты 7 столяров». В оборудование вложили как собственные, так и заемные средства.


По мнению специалистов отрасли, приобретенное «Сузір’ям» оборудование окупится не ранее, чем через три года. В принципе, Владимир Андреев мог бы купить технику попроще и соответственно быстрее вернуть вложенные деньги. Но на дешевом оборудовании вряд ли можно производить элитные деревянные окна. А учредители фабрики изначально ориентировались на клиентов с высоким и средним уровнем достатка, которые могут отличить качественный товар. Именно поэтому партнеры решили не экономить на оборудовании. Более того, они постоянно инвестируют в производство.

«Мы все время внедряем какие-то новые технологии – это уже стало наподобие хобби. Например, сейчас закупили автоматическую линию по производству клееного бруса», – рассказывает Андреев. Хотя, по его словам, сегодня уже невыгодно заниматься изготовлением евробруса, поскольку это производство весьма нелегкое, к тому же убыточное. Имело бы смысл покупать заготовки, склеенные где-то в третьих странах, но такой товар в Украину пока никто не поставляет, поэтому они вынуждены клеить брус сами.


В ближайшее время фабриканты намерены также освоить выпуск паркета. Это дело выгодное хотя бы потому, что для такого производства не нужно специально закупать лес. Паркет станут делать из производственных отходов, которых на предприятии всегда хватает.


Мастер на все руки
СейЧас на фабрике «Сузір’я» работают 50 человек. Это не только столяры, но и конструкторы, инженеры, архитекторы. Владимир Андреев говорит, что специалистов искал по всему Киеву и области: одних нашел по объявлению, других переманил из компаний-конкурентов. Хотя процесс формирования штата еще не закончен: «Мы и сейчас ведем активный поиск технического состава (инженеры, конструкторы, архитекторы). К сожалению, грамотных людей очень мало, поэтому поиск персонала – процесс, который не прекращается никогда». Андреев относится к тем руководителям, которые считают, что главная ценность предприятия – высококвалифицированные сотрудники. На «Сузір’ї» хороший столяр может получать $1 тыс., а эксперт – $3,5 тыс. «Квалифицированный эксперт – это все равно что хороший доктор. От него многое зависит, он знает, какой лес подходит для нашего производства, умеет сортировать его, верно разрезать. Он видит, какую длину следует придать дереву, чтобы оно правильно вело себя в том или ином производстве», – объясняет Владимир.


Сегодня бизнес-партнеры уже не покупают лесные участки – в этом нет особого смысла, поскольку кругляк без проблем можно приобрести на специализированном аукционе, который проходит ежеквартально. Всякий раз они покупают в среднем 500 куб. м кругляка для собственного предприятия и 3-4 тыс. куб. м для все того же «Центра переработки украинского леса».


В месяц фабрика производит около 700 кв. м окон (500-600 штук – в зависимости от размеров). Ныне 1 кв. м дубового окна обходится заказчику в $350-400. «Сузір’я» также изготавливает сосновые окна и двери, которые по карману заказчику даже со средним уровнем достатка. «Сосновое окно на 10% дешевле металлопластикового, затянутого пленкой под дерево», – утверждает Владимир Андреев. Стоит заметить, что «Сузір’я» производит только деревянные конструкции, а стеклопакеты заказывает стороннему предприятию.


Владимир Андреев – нетипичный руководитель. Много ли найдется в стране собственников предприятий, которые не только теоретически разбираются во всех тонкостях производственного процесса, но и на практике могут заткнуть за пояс любого работника фабрики? «Я сам могу делать окна. Да и все функции, которые на нашем предприятии выполняют различные сотрудники, могу делать не хуже них», – говорит Андреев. По его мнению, для того чтобы фабрика работала эффективно и выпускала качественный товар, он должен лично контролировать каждый производственный участок. А чтобы это делать, нужно разбираться в производственных тонкостях. Не исключено, что такой способ руководства весьма уместен на первых этапах жизни фабрики. Пока он действенен, хотя уже сегодня Владимир Андреев ощущает острую нехватку времени: чтобы все успеть, на предприятие приезжает в 4 утра, деловые встречи может откладывать не то что на часы, а на недели. По мере дальнейшего роста предприятия и его загрузки, увеличения числа заказчиков такая форма управления и вовсе перестанет быть эффективной. Придется больше доверять начальникам производственных участков, дабы высвободить время на разработку общей стратегии.


Запрещенный прием
Фабрика «Сузiр’Я» производит деревянные окна всего полтора года, но уже сегодня она входит в число крупных украинских производителей упомянутой продукции, занимая, по собственным оценкам, на рынке деревянных конструкций около 10%.


На первых порах предприятие сотрудничало в основном с заказчиками – физическими лицами, а сегодня в числе ее клиентов – ряд строительных фирм. На вопрос, как смогли добиться подобных результатов за столь короткий срок, Владимир Андреев ответил: «Все дело в технологиях. Да и работаем мы день и ночь».


Как выяснилось, собственники фабрики немало делают для того, чтобы разрекламировать торговую марку «Сузір’я». Во-первых, оба напарника – люди довольно активны, и где бы они ни оказались, всегда найдут повод рассказать о собственном производстве и его продукции. Во-вторых, они рассылают соответствующую информацию строительным организациям, а также физическим лицам – потенциальным заказчикам. В-третьих, дают рекламу в специализированные журналы. В-четвертых, участвуют во многих выставках. Правда, по мнению руководства фабрики, все упомянутые мероприятия недостаточно эффективны. «Еще нет доверия к украинским изделиям – народ стремится купить импортные, хотя не знает, какого они качества», – сетует Андреев. Чтобы завоевать клиента, собственники компании «Сузір’я» решились на запрещенный прием. «Считается, что показывать незаконченные вещи весьма нежелательно, но мы приглашаем потенциальных заказчиков на производство. Любой грамотный человек увидит, с каким отношением делается вся наша продукция, насколько много энергии в нее вкладывается, и оценит по достоинству», – поделился Владимир.


По его словам, продвигать деревянные окна на украинском рынке нелегко еще и потому, что многие потребители сегодня больше доверяют металлопластиковым конструкциям. Чтобы переломить сознание людей, производители деревянных окон намерены в ближайшее время объединиться в ассоциацию. Деревообработчики хотят выйти на телевидение с циклом программ, призванных рассказать населению обо всех преимуществах деревянных окон перед металлопластиковыми. «Таким образом мы принесем на украинский рынок безбрендовую рекламу деревянных окон», – заявил Владимир Андреев.







Спрос на «дерево» растет лавинообразно


Сергей Калмыков, директор компании «Модерн-XXI».


Как меняется спрос на деревянные окна, насколько это направление перспективно при массовом интересе к металлопластику?
Дерево – это первоклассный строительный материал с превосходными качествами. Оно создает непревзойденную атмосферу уюта. Сегодня деревянные окна переживают всплеск потребительского интереса. За последние годы спрос на деревянные окна, в том числе и на ТМ «Модерн», стабильно растет, несмотря на постоянное удорожание этих изделий. Это связано в первую очередь с новыми тенденциями на рынке. Пластик сейчас на глазах переходит в разряд эконом-класса. А вот дерево – явный vip-сегмент, где спрос растет буквально лавинообразно. Элитное и коттеджное строительство развивается бурными темпами, соответственно появляется интерес к деревянным конструкциям. Совсем недавно подобные заказы приходили к нам только из России, а сейчас значительный рост наблюдается по всей Украине. Растет число нестандартных заказов на супердорогие изделия. Возможность окружить себя экологичным, эмоционально привлекательным и престижным деревом является сегодня более интересной, чем обращение к чему-то искусственному, хотя и более дешевому.


Что является конкурентным преимуществом таких производителей, чем они могут выделяться на фоне конкурентов?
Дерево – крайне капризный материал. Оно требует строгого соблюдения технологий и, конечно, высококлассного оборудования. Таким высокотехнологичным направлением, как деревянные конструкции, по-настоящему занимаются всего 5-6 компаний на всю Украину. «Модерн-XXI» является самым крупным производителем. Наше главное конкурентное преимущество – наличие полного замкнутого цикла производства. Мы сами распиливаем кругляк, сами сушим, изготавливаем трехслойный клееный брус, красим, производим стеклопакеты, а значит, имеем возможность контролировать качество процесса на всех этапах производства.
Имидж компании – гарантия качественно выполненных работ, и он сегодня приносит реальные дивиденды.

Exit mobile version