Успешные управленцы, даже не знакомые с опытом зарубежных гуру менеджмента, придают общению с рядовыми сотрудниками особое значение.
Метод MBWA
Умные книги уже успели окрестить эти самые обыкновенные действия менеджмента управленческим методом и дать ему множество названий – управление посредством обхода рабочих мест, мобильный стиль управления, контактное управление, управление через присутствие (английский вариант – Managing by Wandering Around, MBWA). В зарубежной литературе для менеджеров он описан в самых различных вариантах. Активное распространение термин получил после выхода в свет книги Т. Питерса и Р. Уотермена «В поисках совершенства». Главная идея, описанная в ней, состояла в том, что менеджмент высшего и среднего звена должен тратить от 10 до 50% своего рабочего времени на обход предприятия и беседы с сотрудниками всех уровней. Метод MBWA служит визитной карточкой людей, которые давно стали легендами мирового бизнеса (в том числе основателя сети Wal-Mart Сэма Уолтона, экс-руководителя General Electrics Джека Уэлча и т. д.). Их опыт интересен и поучителен, но украинским управленцам тоже присущи свои креативные подходы к этому направлению.
Цели
Прибегая в управленческой работе к модному зарубежному методу, наши управленцы преследуют несколько целей.
Прежде всего важно видение объективной картины того, что происходит на предприятии, и своевременное выявление проблем бизнеса. Доказано, что часть информации о проблемах компании топ-менеджменту подается с определенными искажениями – в лучшем случае, или же вообще блокируется управленцами низшего звена – в худшем. «Очень часто мнение руководителя о ситуации на предприятии формируют 7-10 человек, с которыми он постоянно контактирует, – объясняет Станислав Друцкий, генеральный директор компании «Союз» (ритейл). – Так называемая картина мира у каждого своя. И не всегда она верно коррелирует с действительностью. Именно для периодической ее коррекции необходимо получать обратную связь «из народа».
Кроме вышеперечисленных, у каждого руководителя имеется свой ряд индивидуальных причин, по которым он общается со своими сотрудниками. Например, улучшить имидж руководства в глазах подчиненных. Сотрудники компании должны знать, что их шеф обыкновенный человек, которому не чужды их личные проблемы. «Интересуясь семейными делами, я поддерживаю в наших работниках уверенность в том, что ко мне всегда можно прийти за помощью в трудный момент. Это может быть совет или материальная помощь», – объясняет г-н Шпильфогель. Контактное управление помогает также при мониторинге внутреннего настроя коллектива. «Общаясь с подчиненными, я в первую очередь хочу понять, как чувствуют себя работники сегодня, положительный или отрицательный у них настрой на работу, какой психологический климат в коллективе», – объясняет Игорь Зинкевич, вице-президент по коммерции и логистике корпорации «ПАККО» (оптовая и розничная торговля).
Подходы к «походам»
У каждого управленца в любом случае свои методы общения с подчиненными. Условно их можно разделить на три вида: запланированные, спонтанные и смешанные. Например, у Светланы Мильгевской, генерального директора компании САТ (транспортная логистика), разработан график общения с рядовыми сотрудниками. Их заблаговременно предупреждают о встрече с шефом. По ее мнению, это очень важный момент, поскольку у всех есть возможность заранее четко сформулировать свои проблемы, пожелания.
Некоторые топ-менеджеры отдают предпочтение спонтанным походам «в народ». Такой подход позволяет стать участником или наблюдателем мелких рабочих ситуаций и принять участие в решении даже самых незначительных проблем, из которых, собственно говоря, и складывается общая картина работы предприятия. Роман Карпушкин и Станислав Друцкий не планируют обход рабочих мест, но тем не менее делают это не реже одного-двух раз в неделю. По их мнению, такая периодичность оптимальна с точки зрения распределения времени. «Думаю, более действенным методом менеджмента в современных условиях является не личное вмешательство во все мельчайшие процессы производства, а постановка задач руководителям подразделений с последующим мониторингом процесса выполнения», – говорит генеральный директор компании «Союз».
Владимир Шпильфогель предпочитает совмещать планирование и спонтанность в общении с подчиненными. Со своими проблемами и предложениями его сотрудники могут обратиться к шефу, заранее записавшись на прием либо остановив генерального директора прямо во дворе предприятия или в коридоре. Иногда он и сам задает вопросы, касающиеся работы и семьи, работникам, встречающимся на пути.
Бренд личности
Если для компании характерен предпринимательский тип корпоративной культуры, своим «выходом в люди» топ-менеджер должен ставить перед собой цель продемонстрировать стандарты поведения – стиль общения, внешние атрибуты успешности (деловой костюм, часы, парфум, авто и т. д.). Стремление быть похожим на руководителя – сильная мотивация для персонала компании. Увлеченность и вдохновение любимым делом заразительны.
При «патриархальной» корпоративной культуре руководитель играет роль отца, заботливого покровителя, который глубоко вникает в проблемы подчиненных и проявляет активную заинтересованность в их разрешении, какой бы сферы это ни касалось. Ему ничего не стоит подойти к рядовому сотруднику и поинтересоваться здоровьем родных, успеваемостью детей в школе (заблаговременно получив необходимую информацию от HR-менеджера). С точки зрения мотивации персонала этим выходам просто нет равных. Только довольный внутренний клиент может обеспечить довольного внешнего клиента.
При формировании модной нынче корпоративной религии (вместо культуры) образ топ-менеджмента должен приравниваться к образу святого, соответственно главная цель «выхода в люди» – проповедь для духовного и интеллектуального обогащения сотрудников. В данном случае для достижения успеха важно единство установок и ценностей, которые транслируются во время выходов. Вся работа в такой компании является культом.
Семь принципов управления методом «ходьбы» (по Тому Питерсу) |
«Подчиненные должны гордиться своим шефом» – «Выходы в народ» – неотъемлемая часть работы над брендом личности руководителя. Эти мероприятия должны происходить с установленной частотой и продолжительностью, в определенной обстановке. У руководителя должен быть собственный фирменный стиль, который будет регулярно демонстрироваться для закрепления в сознании персонала. Обязательно наличие какой-либо детали, которая у всех ассоциировалась бы исключительно с ним. Это может быть предмет одежды, аксессуар, характерный жест, улыбка или часто повторяющаяся шуточная фраза. Если ничего такого явно не наблюдается, надо найти это в себе и «вытащить» с целью превращения в торговую марку. Однако над брендом личности необходимо работать не только во время общения со своими сотрудниками. Когда руководитель выходит во внешнюю среду, он является олицетворением своей компании и должен учитывать, что не только «чужие», но и «свои» в данный момент смотрят на него, а им не должно быть стыдно за своего шефа. Люди хотят гордиться тем, как он выглядит, что говорит, каким его изображает пресса. Необходимо помнить, что бренд руководителя – важнейший атрибут бренда компании. Так, любые «выходы» руководителя должны происходить в соответствии с типом корпоративной культуры, иметь четкие цели, задачи и продолжительность (с корпоративной вечеринки, например, шефу желательно уходить рано и тихо). |
«Потребность в обратной связи есть у всех сотрудников» |