Site icon Companion UA

Этические точки отсчета

Не существует причин, не позволяющих сочетать в самых разных странах конфуцианские ценности Китая и западную систему профессионального менеджмента


Через создание СП с западными компаниями китайцы стремятся получать не только инвестиции, но и знания. Они не ждут предложений, сидя у себя дома, а разъезжают по всему миру, высматривая, что им было бы интересно. Такой активности стоит поучиться. Подобный поиск наблюдается не только в экономической сфере, но и в спорте. Но здесь уже ищутся не бизнес-партнеры, а чистые носители ноу-хау: тренеры и спортивные менеджеры.


Многие компании не хотят вступать в такие обучающие СП с китайцами, опасаясь создания своими руками себе же конкурентов. Аналогичные опасения высказывались несколько десятилетий назад, но по отношению к японцам. Однако и тогда многие понимали, что японцы так или иначе узнают нужные им секреты, поэтому более выгодным во всех отношениях будет начать сотрудничать с ними, чем противостоять.


В условиях глобализации происходит в том числе и синтез новых менеджерских стилей, но большинство гуру менеджмента считают, что синтез этот должен быть на основе американских моделей. Возможно, это происходит потому, что большинство таких гуру – американцы. Но мы должны стараться держать свой разум открытым. Почему китайский стиль менеджмента, основанный на семейных и конфуцианских ценностях, не может стать глобальным? Один крупный китайский бизнесмен как-то сказал с иронией: «Я почувствовал, что мне надо больше взять из западного менеджмента. Прежде всего во мне много от предпринимателя. Нужно работать над уменьшением «веса этого качества».


Если говорить серьезно, я не вижу причин, почему конфуцианские ценности и система профессионального менеджмента не могут сосуществовать. «Семейные» модели ведения бизнеса или по крайней мере те, в которых отдается предпочтение отношениям людей перед формальной организацией, успешно существуют в различных частях мира, особенно в Средиземноморье и Скандинавии.


Конфуцианские ценности включают идеалы этики и ответственности. Конечно, они плохо сочетаются с реалиями современного Китая, где хватает коррупции и обмана. Но эти ценности по крайней мере дают этические точки отчета, напоминают менеджерам об их ответственности перед обществом. На Западе мы стремимся регулировать этические проблемы посредством законов, что редко приносит успех.


Элементы системы даосизма могут быть полезными для формирования менеджерского мышления. Например, вера в то, что желаемые результаты достигаются проще в результате внутреннего согласия, чем под давлением сверху организации.


Дао гласит, что «важнейшей частью комнаты являются не стены, а пространство между ними». Согласитесь, разве мы не проводим значительную часть своей жизни именно в поиске или строительстве стен и не учитываем внутреннего пространства? А идея наличия противоположностей – ян и инь – лучше помогает понимать природу парадоксов.


На Западе много говорится об отношениях между людьми и менеджменте отношений. Но большинство не удовлетворятся до тех пор, пока не обзаведутся контрактом, составленным при участии бригады юристов. Даже HR-департаменты больше времени уделяют соблюдению требований законодательства, чем выяснению интересов работников и их проблем. Многие у нас убеждены, что наличие неформальных отношений открывает дорогу к коррупции. Действительно, часто бывает и так, но нет предопределенности в этих процессах. Лучшая практика в том же Китае подтверждает это.


Пойдем дальше – рассмотрим торговлю. Многие методы, используемые сейчас в Китае, были давно известны на Западе, но потом почти забыты. В первую очередь речь идет о персонализации отношений и персональном доверии к клиенту. Торговля, основанная на этом, безусловно, имеет больше шансов на успех, чем та, где в основу положены антагонизм и взаимное недоверие продавца и покупателя.


Повторю еще раз – важно держать свой разум открытым. Так, например, читая труды Мао Цзэдуна, можно пропускать пассажи, относящиеся к теории «культурной революции», но стоит обратить внимание на его рассуждения о том, как маленькая организация может успешно противостоять более крупным и сильным конкурентам.

Exit mobile version