Размещение в Китае заказов на пошив одежды массовых марок сдерживается только необходимостью набрать минимальный объем партии.
Владельцы брендов уже конкурируют за размещение своих заказов на лучших предприятиях, прошедших проверку временем
Сдерживают украинских одежников от размещения заказов в Поднебесной несколько факторов. Отечественные сети относительно небольшие, поэтому им нецелесообразно размещать заказы за рубежом. Экономически выгодно производить изделия в Китае в том случае, если нужно изготовить минимум 2 тыс. единиц одной модели одного цвета. К тому же для доставки товара в Украину необходимо, чтобы партия однотипного товара составляла 40 тыс. единиц (столько входит в стандартный контейнер). По словам директора трикотажной фирмы «РИТО» Татьяны Абрамовой, украинские трикотажники пока не тянут на крупные объемы. «Отечественные компании стараются работать в таких условиях, чтобы был широкий ассортимент и маленький объем», – заметила она.
У корпорации Sela больший опыт сотрудничества с китайскими производителями – она стала размещать заказы в этой стране с 1991 г. Своим опытом сотрудничества с китайскими фабриками поделился Борис Остоброд, президент и основатель Sela.
Как в вашей компании было организовано сотрудничество с китайской стороной?
Начало работы с Китаем произошло совершенно случайно, как и многое в нашей жизни. Мы увидели на международной выставке китайскую продукцию, там же познакомились с производителями. Их изделия нам понравились, поэтому мы решили их заказать. При получении готового товара выяснилось, что он очень отдаленно напоминает наш заказ: ткань немножко другая, наполнение не то, цвет не совсем подходит. Но мы не разочаровались, а поняли, как и в каком ключе надо работать с Китаем. Если сотрудничать со стабильными и серьезными фабриками, правильно подавать заказ, то можно получить в точности желаемое и преуспеть.
Известно, что китайцы очень быстро копируют дизайн и выпускают чужие модели как свою продукцию. Как вам удалось минимизировать риски, связанные с плагиатом?
Проблема плагиата больше касается премиальных марок, чем массовых. Но плагиат и копирование – это реальность современного мира. Это как преступность – с ней можно и нужно бороться, но мало шансов на окончательное искоренение.
По поводу рисков, связанных с плагиатом нашей продукции, могу сказать, что наш товар продается только в сети фирменных магазинов. Продать его в другом месте и остаться незамеченным крайне сложно, так как фирменные магазины Sela есть практически в каждом крупном городе. Хотя теоретически не исключена возможность того, что производственное предприятие, на котором мы размещаем заказ, утаило часть сырья и, воспользовавшись нашими лекалами, выбросило на рынок левую продукцию под нашей маркой. Но на практике мы защищены от этого соответствующими контрактами и внимательно отслеживаем их исполнение.
Также бытует мнение, что у китайских компаний нестабильное качество.
Я совершенно не согласен с этим. Стабильные предприятия в Китае, которые работают с мировыми компаниями, уже сами по себе являются гарантом качества. Уровень организации контроля качества на этих предприятиях высокий и осуществляется с большой педантичностью. И даже если заказчик пропустил какую-то проблему, то сами производители на нее указывают. Качество для такого предприятия – фактор престижа. На одной из китайских фабрик, которая производит для нас свитера, мне в глаза бросился огромный плакат, на котором был портрет Мао Цзэдуна и надпись: «The quality is our future» («Качество – наше будущее»). Для таких предприятий в Китае нет ничего невозможного. Они выполнят любую работу, даже если этого никогда не делали раньше.
Сейчас в Китае не предприятия борются за заказчиков, как несколько лет назад, а торговые марки конкурируют за размещение своих заказов на лучших предприятиях, прошедших проверку временем. Все крупные игроки мирового рынка, известные бренды – уже там. Для китайских компаний важна стабильность. Если, к примеру, завтра к одному из наших партнеров придет представитель компании N и предложит разместить заказ на более выгодных условиях, чем Sela, он наверняка получит отрицательный ответ. Они не временщики и настроены на долгосрочный бизнес. Хотят не хапнуть, не «кинуть», а заработать, причем зарабатывать как можно дольше и с минимальными рисками для своего бизнеса. Кроме того, поскольку наши изделия зачастую отличаются сложным дизайном, в нашем Шанхайском офисе есть специальный отдел, который так и называется: «Контроль качества». Но его задачи не связаны с проверкой готового изделия, когда ничего уже нельзя исправить, а можно только отбраковать. Отдел сотрудничает с нашими фабриками на всех этапах производства. Скорее он является оперативной помощью в решении производственных и технических проблем.
Придерживаются ли китайские производители сроков выполнения заказов?
С этим нет никаких проблем. Только необходимо заранее, при заключении контракта, учитывать те риски, которые могут отразиться на сроках. Например, отсутствие электричества на фабрике, ведь в Китае с ростом производства около 10% в год нехватка электричества стала серьезной проблемой: быстрорастущие производственные мощности часто обгоняют процесс развития энергетики. Кроме того, из-за погоды температура в цехах, не оснащенных кондиционерами, поднимается иногда так высоко, что работать в таких условиях просто невозможно. Также бывают проблемы с вывозом продукции с фабрик, когда в результате тропических ливней или наводнений размывает дороги. Те, кто работает или знаком с контрактной системой, прекрасно знают эти риски как примеры обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажоры. Во всех остальных моментах, когда обстоятельства непреодолимой силы не играют роли, китайцы очень пунктуальны.
Чему удалось вам научиться у китайцев?
Китай – это совершенно удивительная и неповторимая страна со своими особенностями, религией и культурой. Я всегда интересовался различными аспектами жизни Китая, и в личном плане почерпнул немало замечательного. Есть такие аспекты, которые неплохо бы перенять и другим народам. Китайцы очень мобильны, быстро реагируют на постоянно меняющийся рынок, изучая и внедряя различные технологии. Не боятся нововведений. И хотя Китай остается коммунистической страной, их коммунизм достаточно свободный и многоукладный, готовый использовать любую экономическую модель. Как говорил Дэн Сяопин, архитектор китайских реформ, «Не важно, какая кошка – черная или белая – главное, чтобы мышей ловила».
Существует большое количество стереотипов по отношению к Китаю. Какие из них в процессе сотрудничества подтвердились, какие были опровергнуты?
Один из самых стойких стереотипов – Китай, значит, «ширпотреб». И у людей, помнящих советский ширпотреб, сразу же возникает негативная реакция. Но что такое ширпотреб в современном смысле слова? Это одежда не из бутика, не сшитая по заказу или в единичном экземпляре, а добротная – на каждый день. Китай на данном этапе – мировое производство, и не только в одежде, но и в других отраслях.
Во всем мире у людей по многим вопросам существуют устоявшиеся штампы, но по отношению к Китаю все стереотипы легко разрушаются при первом же посещении этой страны. Я считаю, что можно много говорить хороших слов о современном Китае и развитии производства в нем. Вместо этого приведу один пример. Однажды я был в Китае неделю, все это время ездил по одной и той же дороге к партнерам и наблюдал, как дорога за семь дней была превращена в цветущую аллею. Вот это пример самого правильного стереотипа, который можно применить ко всему в Китае.