В современных компаниях менеджмент по своей организации больше напоминает либеральную демократию. Исключением является лишь то, что менеджеры не избраны, а назначены исполнять свои обязанности.
В 2004-2006 гг. он возглавлял дирекцию по закупкам и логистике ОАО «Азовсталь», а затем – направление закупок и логистики дивизиона «Сталь и прокат» управляющей компании «Метинвест Холдинг». С марта 2007 г. является генеральным директором стивидорной компании «Авлита» (г. Севастополь), предоставляющей полный цикл портовых услуг.
Хорошее образование, динамичный карьерный рост в процессе работы в различных отраслях… Что этот руководитель думает об эффективном менеджменте?
Как сочетаются опыт работы в многонациональных компаниях и местные, постсоветские традиции руководства предприятием?
Если понимать под постсоветскими традициями лишь бюрократию, безответственность, круговую поруку, «уравниловку», то никак не сочетается. А вот дисциплина, необходимость всестороннего планирования, доскональная система отчетности востребованы и сегодня.
На ваш взгляд, что в первую очередь должен уметь современный топ-менеджер?
Главное – необходимо видеть всю картину целиком с новыми возможностями и рисками, безусловно, в контексте стратегии предприятия, целей, финансового и инвестиционного планов. То есть не «отмораживаться» на бесконечных повседневных вопросах. Нужно уметь видеть и выделять те жизненно важные задачи, которые и являются приоритетами высшего порядка – обеспечение прибыльности, непрерывное повышение потенциала конкурентоспособности, повышение адаптивности к динамичным условиям бизнес-среды.
У руководителя есть лидерская роль: вдохновлять, создавать возможности, вводить перемены и инновации – и менеджерская роль: осуществлять планы, руководить людьми и т. п. На ваш взгляд, каково должно быть соотношение между ними? От чего это соотношение зависит?
Лидерские свойства – неотъемлемая часть характеристик менеджера. Они определенно необходимы ему, чтобы быть квалифицированным и успешным. Личная причастность и вовлеченность, постоянство требований, справедливая оценка, твердость в принятии решений, особенно непопулярных, формируют образ лидера, и вместе с тем позволяют эффективно руководить.
Раньше вы занимали должности, никак не связанные с морем. Сейчас возглавляете порт. Как вы себя чувствуете в новой роли?
Многие вещи случаются незапланированно… Большую часть своей профессиональной жизни я занимался операционным менеджментом: логистикой, закупками, производством и производственным планированием. Последние годы в «Метинвест Холдинге» участвовал в оптимизации системы снабжения и создании концепции логистики холдинга. Когда мне сделали предложение возглавить СК «Авлиту», я его принял с радостью.
Дело в том, что в некоторой степени для меня это назначение – возвращение к истокам. Я окончил Херсонское мореходное училище по специальности «эксплуатация судовых автоматизированных систем», несколько лет работал по выбранной в ранней молодости специальности, часть жизни провел и в портах, и на судах… Поэтому с морем у меня давняя связь. Но теперь речь идет об иных задачах, полномочиях, ответственности.
Вы привели на «Авлиту» своих людей или начали собирать управленческую команду на месте?
Я с глубоким уважением отношусь к опыту и профессионализму тех людей, которые, построив этот порт, превратили его в один из самых современных в отрасли. Они преданы делу, обладают знаниями, квалификацией и опытом. В январе, сразу после приобретения, из «Метинвеста» на «Авлиту» пришел финансовый директор, я присоединился к нему в марте. Большая часть сотрудников, в том числе руководящего состава, после смены акционеров осталась работать на предприятии.
Сейчас мы проходим этап преобразований, вызванный интеграцией предприятия в структуру группы компаний «Метинвест Холдинг». Этот процесс изменений необходим для того, чтобы «Авлита» соответствовала принятым корпоративным стандартам в области эффективности производства, развития инфраструктуры, внедрения технологии, внутреннего контроля, безопасности, управления персоналом. Эти изменения не всегда очевидны и не всегда заметны. Но они происходят и создают задел на будущее.
Часто неэффективность сотрудника связана с тем, что он вынужден выполнять неинтересную работу. Как вы поступаете в таких случаях?
Из опыта и по результатам работы понятно качество исполнения и уровень мотивации людей. Если у человека есть результат в работе, амбиции и способности, то, как правило, всегда есть решение.
В работе с подчиненными к использованию каких стимулов вы склоняетесь?
Существует множество инструменто в, используемых в качестве стимула – материальных и всяких других. Конечно же, зарплата важна, если вы об этом. Но есть еще что-то большее. Знаете, это как болеть на футболе – нельзя заставить кого-то сопереживать и любить команду, которая не по душе. Или вообще футбол «до лампочки». Даже если за это платить деньги. Так и на работе, важно чувство общности, причастности к компании – люди должны болеть за свое дело и уметь добиваться достижения напряженных целей. Руководители в свою очередь должны уметь создавать условия и обстановку, в которой люди могут себя проявить, принимать решения, влиять на успех.
Применимы ли в Украине западные модели управления? Насколько нужно делать поправку на особенности национального менталитета?
Конечно же, существуют различия, объясняемые культурными традициями и национальными особенностями. И соответственно, от менеджеров требуется понимать их и учитывать. Хотя функционально нет принципиальной разницы между управлением компаниями в разных странах. Формула универсальна – бизнес должен создавать стоимость своим акционерам.
Какой стиль управления вам ближе: административно-командный или демократический?
Я говорил бы не о стиле управления, хотя, конечно, он существует, а о системе управления как о процессе: последовательности шагов, направленных на достижение ожидаемого результата.
В современных компаниях менеджмент по своей организации больше напоминает либеральную демократию. Исключением является лишь то, что менеджеры не избраны, а назначены исполнять свои обязанности в рамках регламентированных полномочий.
Лично я последовательный сторонник единоначалия и командной работы. Здесь нет противоречия. Любая идея и мнение заслуживают того, чтобы быть услышанными, имеют право быть в центре дискуссии, обсуждаться с конструктивными аргументами «за» и «против». Однако принятое решение должно обязательно быть выполнено качественно и в установленные сроки.
При этом я уверен, что каждый должен заниматься своим делом – разделение сфер ответственности по функциональным направлениям основание системы управления. Менеджмент фирмы имеет право и должен обсуждать вопросы, выходящие за рамки ответственности каждого из функциональных руководителей.
То есть вы считаете, что эффективный менеджер – это менеджер, которому не безразлична не только его узкая сфера прямой ответственности, но и судьба всей компании?
Вот это было очень важное слово – «небезразличный». Я ненавижу безразличных людей и не терплю их вокруг себя. Руководители первого подчинения действительно должны не только достойно исполнять свои обязанности, но каждый из них обязан также привносить свой вклад в решение общих задач. Так возникает синергетический эффект.
Эффективный менеджер – это профессионал и эксперт в своей области. Тот, который понимает важность приоритетов, способен ставить цели. Он лидер и ментор для своей команды. Он может оценить трудности, риски, определить необходимость в ресурсах. Такой менеджер понимает последствия и предвидит результат.
Он умеет добиваться цели. И еще я уверен: эффективный менеджер живет не буквой, а духом.