Site icon Companion UA

Индекс потребительских ожиданий в Украине продолжает падать, – исследование

В первый весенний месяц 2011 года в Украине продолжилось падение индекса потребительских настроений (ИПН) – на 6,3 пункта, до 61,8. Падение потребительских настроений, в основном, было обусловлено ухудшением экономических ожиданий. Об этом свидетельствуют данные исследования, которое ежемесячно осуществляет GfK Ukraine.

В марте 2011 года потребительские настроения украинцев ухудшились до уровня весны кризисного 2009 года. ИПН упал на 6,3 пункта и составил 61,8. Более того, в Украине нынешняя весна началась падением почти всех составляющих ИПН. Оценка текущего положения ухудшилась на 3 пункта к значению 58,2. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:

– индекс текущего личного материального положения (x1) упал до значения 54, что на 10,2 пункта меньше показателя февраля 2011 года;

– одновременно, после существенного падения в феврале, в марте зафиксирован рост индекса целесообразности делать крупные покупки (х5) на 4,1 пункта до 62,4.

В экономических ожиданиях углубился пессимизм, на что указывает падение соответствующего индекса на 8,5 пунктов до значения 64,3. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:

– Индекс ожидаемых изменений личного материального положения (х2) уменьшился на 9,3 пункта к значению 67,7;

– Индекс ожидаемого развития экономики страны в течение ближайшего года (х3) уменьшился сильнее – на 10,7 пункта до 58,5;

– Индекс ожидаемого развития экономики страны в ближайшие пять лет (х4) упал на 5,4 пункта до 66,6.

В марте впервые за долгое время зафиксировано существенное ухудшение ожидаемой динамики безработицы. Рост соответствующего индекса на 11,1 пункта до 140,6 может быть связан, прежде всего, с созданием неблагоприятного климата для малого бизнеса вследствие изменения Налогового кодекса, а также с ограничением на экспорт зерновых, которые привели к нехватке средств у сельхозпроизводителей на посевную.

Наиболее характерно ухудшение ожидаемого уровня безработицы для Центрального и Южного регионов, городов с населением 100-500 тыс. жителей, а также для граждан с низким и средним доходом. На фоне роста стоимости коммунальных услуг, продтоваров и бензина снова повысились инфляционные ожидания. В марте индекс инфляционных ожиданий равнялся 187,4 пункта, что на 4,3 п.п. больше февральского показателя. «Сочетание непродуманных налоговых изменений, ухудшение условий для бизнеса, повышение цен и тарифов на все новые группы товаров и услуг – все это влечет ухудшение потребительских настроений в течение уже четырех месяцев подряд», – отмечают исследователи GfK Ukraine.

Справка:

Исследование потребительских настроений в Украине проводится с июня 2000 года. С января 2009 года исследования потребительских настроений производится ежемесячно. Индекс потребительских настроений в Украине определяют на основании выборочного обследования домашних хозяйств страны. Во время исследования опрашивают 1 000 человек возрастом от 15 до 59 лет. Населения в возрасте 15-59 лет, которое составляет 61,3% всего населения Украины, считают наиболее активной частью потребителей. Выборка репрезентативна по полу и возрасту, учитывает городское и сельское население и величину населенного пункта. Статистическое отклонение не превышает 3,2%.

GfK Ukraine – украинская исследовательская компания, которая предлагает полный перечень услуг по опросам и исследованиям рынков в Украине, Молдове и Беларуси. GfK Ukraine входит в международную исследовательскую сеть GfK Group – четвертую по размерам исследовательскую группу в мире. GfK Group объединяет 115 компанийв более чем 100 странах мира.

Exit mobile version