Site icon Companion UA

Философия игры

Следуя формуле Шекспира «жизнь – театр, и все мы в ней – актеры»,  киевский театр-студия «Образ» обучает людей разных возрастов и профессий техникам ролевых моделей поведения, которые помогают комфортнее чувствовать себя в повседневной жизни.

 «В материалистически-рассудочную эпоху, как наша, люди стыдятся чувств, боятся иметь их и нелегко соглашаются признать атмосферу как самостоятельно существующую область чувств. Но если отдельный человек еще может иметь иллюзию жизни без чувств, то искусство умрет, когда чувства перестанут через него проявляться. Произведение искусства должно иметь душу, и эта душа есть атмосфера. Великая миссия актера: спасти душу театра и тем самым спасти будущий театр от механизации», – так утверждал Михаил Чехов, великий русский актер, уехавший в 1925 г. за границу. Он создал собственную школу в Голливуде, основанную на уникальной, точной и лаконичной системе актерского мастерства, по которой работают сегодня многие западные театральные школы. 15 лет назад мода на театральную школу Михаила Чехова появилась и в наших краях.

Играть, чтобы жить

«Судьба и счастье – это не дело случая, а вопрос выбора. И каждая минута в жизни – это возможность, – уверена Ольга Михневич, руководитель киевского представительства театра-студии «Образ», тренер-педагог актерского мастерства. Артистка на сцене и в жизни, харизматичная личность, которая притягивает внимание, умеет чувствовать и менять атмосферу, всегда знает, что ей нужно («Я уже отдана силе, которая правит моей судьбой»). Уже с пяти лет она знала, что будет актрисой, а с 14 играет на театральной сцене. Получила актерское и режиссерское образование в Харьковском театральном институте имени Котляревского. Своей смелостью, талантом и харизмой она покорила Сергея Базарова, 15 лет назад основавшего в Москве театр-студию «Образ».

Базаров доверил ей открыть филиал «Образа» в Киеве. Вот уже два года здесь происходит непрерывный процесс самопознания, саморазвития и самосовершенствования через творчество. Курсы актерского мастерства для жизни и для сцены, во-первых, помогают людям наработать «специальное состояние», позволяющее комфортнее чувствовать себя в жизни, правильно ставить цели и легче достигать их (это наработка состояния уверенности и легкости). Во-вторых, тем, кто хочет заниматься театром профессионально, предлагается наработка опыта пребывания на сцене, навыки актерского мастерства по системе работы над ролью Михаила Чехова; использование новаторской дисциплины – психотехники (систематическое собрание психологических упражнений и техник, направленных на управление своим состоянием), которая позволяет быстрее и эффективнее осваивать азы актерского мастерства.

Психологическая подготовка необходима для того, чтобы с помощью точных и конкретных техник обучить человека решать собственные проблемы, преодолевать стрессы и депрессии, с легкостью переключать свое эмоциональное состояние, ценить чувство юмора, уметь ставить и достигать желаемых целей, овладевать эффективными способами снятия напряжения и быстрого отдыха. «Жизнь как театр, и театр как жизнь» – основная дисциплина, которую осваивают студийцы. Она позволяет человеку за короткое время раскрыть себя, а значит развить все качества гармоничной личности: воображение, память, ораторское искусство, мастерство общения, коммуникабельность, интуицию, чувство позволения в принятии нестандартных решений и уверенность в их воплощении.

Ученикам студии Ольга Михневич проповедует, в принципе, обычные общепризнанные вещи, только им бывает сложно соответствовать: «Надо уметь поверить в себя, в свои силы, закрыть скучную книгу, уходить с плохого кино, увольняться с плохой работы, расставаться с людьми, которые не дорожат тобой; надо уметь говорить правду в лицо, не останавливаться на достигнутом, никогда не сдаваться; надо уметь добиваться намеченной цели, надо уметь иногда носить маски и в то же время оставаться самим собой; доказывать правоту не спором, а поступками, ценить то, что у тебя уже есть. Людям необходимо развивать фантазию. Человек с фантазией проживает сто жизней сразу. Он умеет жить за себя и за других, в прошлом и в будущем. Надо находить время для возможности поделиться всем, что имеете сказать. Потому что жизнь измеряется не числом вдохов-выдохов, а моментами, когда захватывает дух!».

Жить, чтобы играть

Все, кто приходит в школу-студию, находят здесь что-то свое: одни – новые возможности, другие – новую профессию. Актеры театра «Образ» не боятся обвинений в непрофессионализме. «Да, мы любители, потому что любим театр! – утверждает Ольга Михневич. – Отточенный профессионализм можно заменить искренностью, а опыт – огромным желанием. Если у актеров горят глаза, если видно, что они любят театральное дело и у них получаются хорошие спектакли, то такой любительский театр ничем не хуже профессионального. Желание движет прогрессом. У нас собралась команда, которая хочет не продавать свой талант, а прежде всего через себя доносить до зрителя наше понимание и чувствование жизни».

Среди студийцев люди творческих (фотографы, операторы, сценаристы) и нетворческих профессий (маркетологи, финансисты, банкиры), но далекие от актерского мастерства. Однако они потратили много сил, чтобы это мастерство в себе открыть. Актриса театра Людмила Замидра, экономист по образованию, считает, что очень редко человек в 17 лет действительно знает, чего хочет. Поэтому и приходится выбирать свою специальность исходя из популярности или прибыльности. И только потом с накоплением знаний и опыта появляется возможность посвятить себя творчеству. «Мы отличаемся от других театров тем, что у каждого из нас есть работа, не связанная с театром. Но все свое свободное время мы посвящаем именно ему, – говорит Мария Татаринова. – Когда наш спектакль идет раз в месяц, мы действительно ждем его как счастье. Если бы они были каждую неделю, возможно, это был бы уже другой театр. Главное, чтобы мы не стали слишком думающими о деньгах или не играли в глупых ненужных постановках, которые ничего в себе не несут».

Симбиоз игры и жизни

В 2009 г. на фестивале театральных миниатюр в Санкт-Петербурге киевский «Образ» получил два диплома из трех, победив в номинациях «Лучшая миниатюра» и «Лучшая мужская роль». С первого Всеукраинского фестиваля миниатюр «Образец» в Днепропетровске студийцы вернулись также с победой в номинации «Лучшая миниатюра». Сейчас в репертуаре театра-студии два основных спектакля – детективный трагифарс «Чайка» по пьесе Бориса Акунина и черная комедия «Цианистый калий… с молоком или без?» по пьесе Хуана Хосе Алонсо Мильяна. Летом 2010 г. «Чайка» дважды с успехом была показана в культурном центре «Дом Высоцкого на Таганке» в Москве. Репертуар Ольга Михневич подбирает так, чтобы роли были яркие и сложные и все ученики студии смогли самовыразиться по-максимуму: «Это должна быть такая пьеса, где раскрывается каждый персонаж; у каждого есть свой выход, свой звездный час, огромный монолог и максимальное перевоплощение. Там нет главных и второстепенных ролей. Каждый персонаж главный».

В планах у киевского «Образа» – прежде всего иметь своего постоянного зрителя и собственное стационарное помещение со сценой для репетиций и спектаклей. Два года назад, поверив в задор и креатив студийцев, их пригласила к сотрудничеству художественный руководитель театра «Браво» Любовь Титаренко, включив в репертуар своего театра их спектакли. 26 апреля можно увидеть премьеру «№13» Рея Куни.

Exit mobile version