Имея на руках статистику погашений потребительских кредитов, банки в состоянии провести сегментацию своих клиентов. Сегодня – это скорее все еще дань моде, но завтра – вопрос конкурентоспособности.
Многие заемщики, получившие потребительские кредиты, уже успели рассчитаться со своими долгами. Некоторым этого сделать не удалось. В любом случае наличие подобной информации может положить начало сегментации банками и финансовыми компаниями своих клиентов. Это поможет предложить определенным категориям клиентов более персонализированные продукты и услуги, которые удовлетворяли бы именно их нужды, и внести коррективы в системы оценки будущих заемщиков.
От дохода к доходу
Особняком стоит сегмент держателей зарплатных карт. Он в первую очередь характеризуется для банков меньшим риском, поскольку погашение кредита может происходить за счет поступлений зарплаты на картсчет (в случае открытия кредитного лимита непосредственно по зарплатной карте) либо путем перевода части поступлений на кредитный счет (в случае предоставления кредита по другой карте или оформления некарточного займа).
Сегментом по клиенту
Вместе с тем на практике банки не придерживаются строгой сегментации при выдаче кредитов, не говоря уже об использовании более глубокой сегментации. Ведь даже в одном сегменте могут существовать подсегменты: человек, которому за 40 лет, и тот, кому 30, а тем более с разным социальным положением, имеют в большинстве своем совершенно разные интересы и цели в жизни. И если сегодня подобная практика еще допустима, то завтра она может стать анахронизмом и повлечь за собой потерю рыночных позиций.
Следовательно, по мнению экспертов, уровень доходов хоть и является одним из наиболее важных критериев при сегментации, последняя не должна им ограничиваться. Банкиры утверждают, что наиболее эффективными критериями сегментации заемщиков также являются возраст, род деятельности, наличие недвижимости и прочей собственности и социальное положение клиента. «Данные критерии остаются основными, потому как потребительский кредит оформляется только тем заемщикам, которые подходят по всем требованиям, выдвигаемым банком, – рассказывает Роман Валесюк. – Основными из этих требований являются: ограничения по возрастному цензу (18-70 лет), уровень дохода заемщика (потому как максимальная сумма кредита рассчитывается с учетом заработной платы клиента), а также не менее важными считаются род деятельности заемщика и его социальный статус». Согласен с ним и Михаил Оберемок, менеджер по потребительскому кредитованию «Дельта Банка»: «Наиболее эффективной является сегментация по социоэкономическим параметрам: это уровень дохода, возраст, социальное положение, наличие недвижимости и т. д.».
Вместе с тем необходимо учитывать и то обстоятельство, что для эффективной сегментации нужно иметь соответствующую выборку. Десяток-другой хороших клиентов, социально-экономические характеристики которых схожи, еще не могут говорить о перспективах этой категории заемщиков. «Для проведения сегментации, а также определения наиболее эффективных сегментов выборка должна состоять из 1500 человек, участниками которой должны быть граждане Украины из разных социальных групп», – говорит Роман Валесюк. В то же время в «Дельта Банке» предпочитают использовать более широкую выборку. «Как правило, для проведения сегментации берется выборка из 5-10 тыс. человек», – отмечает Михаил Оберемок, подчеркивая, что благо качество и количество клиентской базы позволяют это сделать.
Банки только входят во вкус сегментации
Сегодня отечественные финучреждения повально практикуют предоставление преференций по условиям кредитования для клиентов, которые имеют зарплатные карты в данном банке. В большинстве банков таких клиентов, например, ожидает сниженный процент по кредитной карте. Вместе с тем «Дельта Банк», начавший свою работу на банковском рынке с потребительского кредитования, выбрал иное направление. Он не стал выпускать зарплатные карты. Николай Лагун, председатель совета директоров «Дельта Банка», ранее говорил, что в сегмент кредитных карт более целесообразно приходить через экспресс-кредитование. «Тогда у банка есть наработанная клиентская база, соответствующие процедуры», – отмечал он. Клиентам, показавшим свою благонадежность, банк планировал предлагать карты на более выгодных условиях, нежели клиентам «с улицы». В итоге на данный момент «Дельта Банк» выпускает два типа кредитных карт. Первая из них – Visa Classic «Классическая» – ничем особенным не отличается от предложений других банков. Вторая же – Visa Classic «Лояльная» – направлена на клиентов, уже бравших кредит в «Дельта Банке» или в настоящий момент пользующихся кредитом, но желающих оформить еще один. К данным клиентам выдвигаются дополнительные требования: они не должны иметь просроченной задолженности перед банком, регулярно и своевременно погашать взятый ранее кредит. При этом если по классической карте процент по кредиту составляет 29,9%, плата за обслуживание – 2,99%, а максимальная сумма кредита – 3 тыс. грн., то по лояльной карте – 19,9%, 2,99% и 5 тыс. грн. соответственно.
Кредит плюс
Эксперты отмеЧают, что при работе с кредитными картами важным аспектом является увеличение по ним кредитных лимитов. Инициатива подобного шага может исходить как от банка, так и от клиента. Увеличение разрешенного овердрафта по инициативе клиента в большинстве своем происходит в нескольких случаях. Во-первых, заемщик ожидает, что в скором времени он выберет весь кредитный лимит. Во-вторых, заемщики часто просят увеличить сумму кредита накануне каких-либо событий (Новый год, день рождения, отпуск и т. д.). Что касается инициативы банка, то продуманная политика в этом вопросе напрямую влияет на удовлетворенность клиентов обслуживанием, что в свою очередь отражается на их лояльности к конкретному учреждению. Также это ведет к уменьшению отказов по карте клиента и росту суммы расходов по счету.