Site icon Companion UA

Законопроект о территориях перспективного развития позволяет инвесторам уклониться от обязательств – мнение

Предложения министерства экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) относительно развития малых населенных пунктов не предусматривают выполнение инвесторами своих обязательств в проектах, реализуемых на таких территориях, сообщил агентству "Интерфакс-Украина" адвокат адвокатского объединения "Волков и Партнеры" Тарас Розпутенко.

Как сообщалось, разработанный МЭРТ проект закона "О территориях перспективного развития", в частности, предусматривает освобождение на 10 лет от налогообложения прибыли инвестиционных проектов на сумму от EUR10 млн по производству экспортно ориентированной продукции на территориях с соответствующим статусом.

"Особенно "интересно" прописана норма об ответственности инвестора, согласно которой последний "не несет ответственности за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение своих обязательств по реализации инвестиционного проекта, кроме случаев предусмотренных законом", – сказал Т.Розпутенко.

По его словам, это может свидетельствовать об осознанном предоставлении механизма для ухода от исполнения инвестобязательств. "По сути, такая норма превращает инвестиционный проект в декларацию, за выполнение условий которой инвестор не несет никакой ответственности", – сказал адвокат, отметив, что эта норма должна быть переформулирована.

Кроме того, по словам Т.Розпутенко, непонятно, почему приоритет отдается организации экспортно ориентированной продукции, а не поддержке внутреннего рынка, и непонятно, почему авторы документа так акцентировали внимание на предоставление в аренду земли и земельных ресурсов.

В отношении нормы проекта, устанавливающей налоговые льготы для инвестпроектов стоимостью только свыше EUR10 млн, Т.Розпутенко отметил, что некоторым регионам Украины вливание инвестиционных средств в размере даже EUR5 млн будет ощутимо.

"В данной ситуации было бы целесообразнее разработать дифференцированную шкалу минимальной стоимости инвестиционного проекта в зависимости от территории или региона Украины", – отметил юрист.

В свою очередь, старший юрист Международной юридической группы AstapovLawyers Юлия Яшенкова отметила, что вышеупомянутый уровень стоимости инвестпроекта направлен исключительно на крупного инвестора.

"Законопроект на корню отметает мелкого и среднего инвестора и готовит почву для монополизации рынка на территориях перспективного развития", – сказала Ю.Яшенкова.

Юрист отметила, что как принятие законопроекта в настоящей редакции, так и эффективность данного нормативного акта в случае его принятия – вопросы спорные.

"Предоставление Кабинету министров права устанавливать территории перспективного развития и сроки, на которые они создаются, прямо противоречит порядку установления зон со специальным экономическим режимом и становится механизмом косвенного регулирования системы налогообложения", – сказала Ю.Яшенкова.

Как она пояснила, исключительно законами Украины могут устанавливаться зоны, имеющие специальный экономический режим, и исключительно Налоговым кодексом Украины – общегосударственные налоги и сборы. При этом ни одни, ни другие не могут ставиться в прямую либо косвенную зависимость от решений Кабинета министров.

Как сообщалось, согласно проекту закона "О территориях перспективного развития" средства, освобожденные от налогообложения в рамках документа, направляются исключительно на проведение научно-исследовательских работ, приобретение новых технологий, оборудования для реализации инвестпроектов, создание новых рабочих мест, возвращение кредитов, полученных для реализации инвестпроектов, и уплату процентов по ним.

Территории перспективного развития предлагается создавать на землях коммунальной собственности, которые являются частью территории Украины в пределах административно-территориальной единицы (села, поселка, города, района в городе) с населением до 50 тыс. человек, на которой на определенный период устанавливаются специальный правовой режим экономической деятельности, в частности специальный таможенный режим и специальный порядок применения законодательства Украины.

Срок, на который создается территория приоритетного развития, а также критерии и показатели для ее создания определяются Кабинетом министров.

Помимо того, средства, освобожденные от обложения налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, ввозной пошлиной, направляются на отдельный счет в порядке, установленном правительством.

Кабинет министров также устанавливает порядок контроля эффективности использования высвобожденных от налогообложения средств и представления соответствующей отчетности.

При этом законопроектом предлагается предоставить инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территориях перспективного развития, государственные гарантии по защите инвестиций, а также гарантировать таким инвесторам право на вывоз прибылей и инвестиций за пределы Украины в соответствии с законодательством Украины.

Согласно законопроекту, на территории перспективного развития могут осуществляться все виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством Украины.

Специальный правовой режим экономической деятельности, установленный на такой территории, распространяется на инвесторов исключительно при осуществлении ими хозяйственной деятельности в период реализации инвестиционных проектов на такой территории.

Полная версия комментариев юристов доступна в еженедельном выпуске "Обзор законодательства".

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Exit mobile version