Григорий Дашутин, народный депутат Украины, почетный президент компании «Укрросметалл»:
– Конфликт уже состоялся. Политическая ситуация, возможно, и скажется на экономических отношениях, но в незначительной степени. Экономические вопросы все равно отрегулируются. И постепенно все стабилизируется. Например, на поставках энергоносителей это никак не отразится – у нас отдельные цены. Украина – не Белоруссия.
Степан Гавриш, народный депутат Украины, координатор парламентского большинства:
– Политические скандалы имеют свойство влиять на экономические отношения между странами. Особенно такие чувствительные, которые связаны с проблемами суверенности, политико-экономическими вопросами. Теплее от этого конфликта экономические отношения Украины с Россией не станут. Все будет зависеть от того, смогут ли обе стороны договориться о делимитации границ и подписать соответствующие документы по ратификации.
Думаю, что останутся незыблемыми такие вещи, как транспорт энергоносителей через Украину, кооперируемая экономическая деятельность по производству нефтепродуктов на территории Украины и многое другое, где российские инвестиции имеют глобальный характер.
Но есть вещи, которые могут ухудшить взаимоотношения между государствами, – это проблема легкой промышленности, критический украинский экспорт в Россию, металлопродукция, где РФ предпринимала ряд серьезных ограничительных действий. В тех сферах экономики, где были ослаблены отношения России с Украиной, там и следует ожидать возможного кризиса.
Сергей Куницын, председатель Совета министров Автономной Республики Крым:
– Если есть стабильность в политике, то соответственно она будет присутствовать и в экономических процессах. Конечно, такие деструктивные условия, которые складываются вокруг Керченского пролива, сегодня ничего хорошего не привнесут в экономику страны. В Крыму российский капитал превалирует, идут инвестиции в ЮБК, в частности, в санаторно-курортные комплексы. И я не уверен, что в связи с этой проблемой инвестиции будут резко возрастать. Пока напряженность не снята, ожидать радужных перспектив в экономическом сотрудничестве не стоит.
Александр Мороз, народный депутат Украины, лидер СПУ:
– Конфликт в Керченском проливе может сказаться только на украинских и российских экономических кланах. Но это связи интернациональные, и они не зависят от различных кризисных ситуаций. В данном случае здесь нет государственных интересов. Это интересы конкретных экономических групп влияния, и они договорятся. Российские кланы воруют сырье в России, а реализовывают его через украинского партнера-вора. Все остальное для них мелочи. Так что они договорятся.
Георгий Крючков, народный депутат Украины, глава Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны:
– Все будет зависеть от того, удастся ли нам быстро и цивилизованно погасить этот конфликт. Полагаю, что возникнут некоторые трудности с ратификацией по ЕЭП, но она все равно состоится, а что касается экономических отношений, то в целом проблем не будет. Как только найдем общий язык с Россией, пожар потушим быстро.
Вадим Густов, председатель Комитета по вопросам содружества Совета Федерации Федерального собрания РФ:
– Думаю, что нет. Но если процесс нагнетания ситуации продолжится еще две-три недели, то, возможно, и навредит. Считаю, что ЕЭП сегодня необходим и России, и Украине. Наши государства после «бракоразводного» процесса стали приспосабливаться под концепцию Евросоюза, а ЕС не хочет брать к себе ни Украину, ни Россию. При этом все прекрасно понимают, что наши тракторы не нужны сегодня Германии и Австрии. Товар, который мы выпускаем, нужен только нам.
Петр Симоненко, народный депутат Украины, лидер КПУ:
– Сначала мы должны проанализировать, как раньше развивались украинско-российские отношения. Когда в сферу управления, прогнозирования и определения экономических перспектив вмешивались представители правых и националистических партий, это, естественно, приводило к тому, что их лозунг «Геть вiд Москви!» реализовывался в противоречиях, имевших место либо в таможенных сборах, либо в других платежах на границах. Что в свою очередь осложняло взаимоотношения между нашими странами и лишало Украину возможности сохранить свой рынок. В дальнейшем такая политика привела к тому, что были выращены и укреплены в Украине собственные олигархи, цель которых в рамках самостоятельного государства до конца осуществить передел собственности и овладеть всем национальным богатством. Эти олигархи, определив свое влияние на политическую систему в государстве, начали определять и экономическую линию Украины. И основным аргументом с их стороны было продвижение конкретной продукции на российский рынок.
Проблема Керченского пролива – это политическая провокация, направленная на то, чтобы осложнить взаимоотношения Украины с Россией, как политические, так и экономические. Я считаю, что к этому причастны украинские и российские олигархи. Проблема сводится к тому, что они не до конца поделили и разделили госсобственность. Думаю, что конфликт может неxгативно сказаться на поставках газа, а это в свою очередь серьезно ударит по коммунальным предприятиям Украины.
Андрей Деркач, народный депутат Украины:
– Я могу сказать, что это PR-скандал на экономической почве. Думаю, что хватит разума договориться путем кропотливой работы в рамках переговорного процесса по семи пакетным соглашениям по Азовскому морю и решить данную проблему.
Александр Турчинов, народный депутат Украины, БЮТ:
– Пiд великий знак питання вже поставлено iснування ЄЕП. Якщо ситуацiя i далi буде загострюватися, то, безумовно, це вплине i на економiчнi, i на полiтичнi стосунки з Росiєю. I тут можна прогнозувати виникнення рiзних проблем, якi будуть мати в першу чергу економiчнi наслiдки.
Фактично зi стосункiв стратегичного партнерства Україна i Росiя можуть перейти до стосункiв стратегiчних супротивникiв.
Дмитрий Выдрин, директор Европейского института интеграции и развития:
– Этот конфликт никоим образом не сможет повлиять на экономические взаимоотношения Украины с Россией, потому что он разворачивается совершенно в иной плоскости, не имеющей соприкосновений ни с экономикой, ни с реальной политикой, ни с реальными социально-культурными и гуманитарными отношениями. Это один из тех виртуальных конфликтов, которые существуют в плоскости создания имиджей, как в одной, так и в другой стране, накануне предвыборной кампании. Поэтому он будет жить своей логикой. Трубы и сахар будут поставляться из Украины в Россию так же, как и поставлялись. А из России в Украину будут поставляться энергетические ресурсы. Все пойдет своим чередом.
Леонид Кравчук, народный депутат Украины, фракция СДПУ(о):
– Так или иначе этот скандал будет разрешен. Он не должен повлечь за собой экономических последствий. В демократических странах с рыночной экономикой все решается на основе экономических интересов, а не конфликтных ситуаций. Конфликты были и будут, их надо уметь разрешать. Я думаю, что до серьезного конфликта не дойдет. Россия понимает, что весь мир выступит в поддержку Украины.
Правду говорят, что русская душа загадочная. Если в пятницу подписывают документы по ЕЭП, а в понедельник начинают строить дамбу, то такие решения может принять только загадочная русская душа.
Пока мне не дадут объяснений, почему Россия так поступила, я голосовать за ратификацию ЕЭП не буду.