Геннадий Радченко, директор по корпоративным связям и коммуникациям «Нестле Украина» об инвестировании 1 млн. евро в проект производства кулинарных приправ
Региональное развитие
Citroen включается в гонку
На днях открыт автоцентр в Киеве, который должен обеспечить 70% продаж автомобилей этой марки в столице (пропускная способность центра – 60 автомобилей в сутки). В его строительство инвестировали $2,5 млн. До конца года в столице появится еще один подобный центр. Помимо этого, в течение полутора лет в Киевской области планируется построить целую автомобильную деревню Citroen (с автосалоном, автосервисом, складами запчастей и автомобилей и т. д.).
В последние несколько лет представители различных автомобильных брендов в Украине все более активно развивают географическое присутствие и активизируют маркетинговую деятельность. Вскоре, к примеру, Peugeot откроет центр на территории 2 га. Показательно с точки зрения развития рынка и то, что намерены усилить свое присутствие в Украине премиальные бренды. Фирменный автосалон Alfa Romeo уже появился, а в сентябре будет открыт концептуальный центр Infiniti.
Макроэкономика
Торгуемся… с СНГ
По данным Госкомстата, в январе-мае 2007 г. экспорт товаров из Украины составил $19 млрд., импорт – $23 млрд., что на 34 и 35% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Отрицательное сальдо составило $3746,9 млн. (в январе-мае 2006 г. – $2710,3 млн.).
Основной рынок сбыта для отечественных производителей – страны СНГ (36,3% от общего объема). Далее следуют Европа (32,4%, в основном страны ЕС), Азия (20,1%), Африка (5,8%), Америка (5,3%). Объемы экспорта в СНГ выросли за указанный период в 1,6 раза, тогда как в страны ЕС – на 33%. Основным рынком сбыта остается Россия (25%), за ней следуют Турция (7,4%), Италия (6,8%), Польша и Германия (по 3,5%), Беларусь (3%), Казахстан (2,6%). Импорт из стран СНГ также наиболее весомый (46% от общего объема).
Украинское правительство прогнозирует, что экспорт в 2008 г. вырастет на 24%, импорт – на 15,5%.
Основные статьи экспорта, $ млрд.
- Черные металлы – 6,609
- Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности – 1,648 (основные статьи – продукты неорганической химии и удобрения)
- Изделия из черных металлов – 1,244
- Котлы, машины, аппараты и механические устройства – 1,013
- Электрические машины и оборудование – 0,729
Основные статьи импорта, $ млрд.
- Энергетические материалы; нефть и продукты ее перегонки – 6,931 (основные статьи – каменный уголь, сырая нефть и газовый конденсат, природный газ)
- Полимерные материалы, пластмассы – 1,216
- Котлы, машины, аппараты и механические устройства – 2,688
- Наземные транспортные средства, кроме железнодорожного – 2,670
- Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности – 1,942 (основная статья – фармацевтическая продукция)
По данным Госкомстата за январь-май 2007 г.
Исследование
Центральная и Восточная Европа уступили Китаю и Индии в инвестпривлекательности
Инвесторы полагают, что европейскому региону необходимо повысить гибкость, упростить административные процедуры и усилить поддержку инноваций. При этом 71% инвесторов убеждены, что привлекательность региона будет повышаться.
При этом Европа в целом все еще занимает первое место по привлечению ПИИ. Количественный прирост проектов прямого инвестирования в 2006 г. составляет 15,2% (в 2005 г. этот показатель был на уровне 5,3%). По количеству проектов ПИИ лидирует Велкобритания (19,4% от общего числа), второе место занимает Франция (16%), третье – Германия (8%). Страны Центральной и Восточной Европы привлекли лишь 26% инвестиционных проектов.
Слияния и поглощения
Украинские страховщики меняют гражданство
По решению Кабмина 25% + 1 акция ОАО «Национальная акционерная страховая компания «Оранта» будут проданы «крупной надежной компании, которая сможет выполнить обязательства НАСК по выплате обесценившихся сбережений граждан учреждений бывшего Госстраха». Именно так описала суть условий продажи глава ФГИ Валентина Семенюк. Согласно условиям конкурса претендент должен не менее пяти лет вести прибыльную деятельность в сфере страхования или денежного посредничества, иметь международный аудит за 2003-2005 гг. и т. д. (НАСК «Оранта» входит в тройку крупнейших украинских компаний классического страхования).
Сейчас компанию контролирует казахский банк «ТуранАлем» через структуры, связанные с ним. Именно его эксперты называют среди основных потенциальных покупателей доли, выставленной на продажу.
Концентрация акций страховой компании в руках крупных иностранных инвесторов – уже вполне оформившаяся тенденция на украинском рынке. Причем инвесторы все больше заинтересованы в продвижении компаний. К примеру, в феврале 2007 г. немецкая группа Allianz, выкупив 49% акций «РОСНО» у АФК «Система», сразу объявила о планах ребрендинга и соответственно проведения рекламной кампании в Украине.
Весенняя рекламная кампания СК «Дженерали Гарант» (ранее «Гарант-Авто») и «Дженерали Гарант Страхование жизни» (ранее – «Гарант-Лайф») была призвана продемонстрировать объединение сильных брендов – украинского и глобального. «Оранта» в начале года выделила около $30 млн. на продвижение в течение трех лет.
Вопрос номера
На автомобильном рынке игроки объявили о скором выпуске беспрецедентно дешевых автомобилей. Заявленный самый дешевый – Тата. Именитые бренды: Nissan, Renault, Mitsubishi готовят аналогичные предложения, хотя классическая теория маркетинга гласит о том, что бренд не должен одновременно находиться в разных сегментах.
На какие экспериментывы готовы пойти поддавлением рынка?
Наталья Мартыненко, коммерческий директор British Airways в Украине
Совершить креативный прорыв, создав что-то неожиданное, даже рискуя потерять клиента – вот настоящий вызов.
Мартин Аллес, генеральный директор Ogilvy Group в Украине
Олег Гончаренко, менеджер по маркетингу «МакДональдз Юкрейн»