Site icon Companion UA

Право решающего голоса

Бизнес не хочет идти в политику, но готов бороться за то, чтобы политики действовали в его интересах.


Разговор власти с бизнесменами с позиции силы не может продолжаться. Недовольные таким «диалогом» в значительной мере и профинансировали «оранжевую революцию» в 2004 г. К сожалению, урок оказался плохо выученным, ярким подтверждением чего стали действия правительства во время недавнего хлебного псевдокризиса.

Многие бизнесмены предпочитают в отношениях с властями по-прежнему «не высовываться», решать свои проблемы за счет индивидуальных договоренностей с конкретными чиновниками. Но становится все больше и тех, кто говорит: «Надоело. Мы переросли этот этап. Не хотим продолжать унижаться и давать взятки». Объединить таких бизнесменов призвана общественная организация «Деловая рада Украины». Руководит ею Дмитрий Швец: «Мы намерены выражать интересы тех бизнес-структур, которые хотят, чтобы их слышали. Стремимся сделать так, чтобы власть слышала нас, создавала условия для работы и развития отечественного бизнеса. Нового украинского бизнеса».


Что означает в вашем понимании «новый украинский бизнес»?
На мой взгляд, в стране практически завершился процесс первоначального накопления капиталов, сопровождавшийся массовой приватизацией, становлением рыночных отношений. Бизнес переходит на новый этап, сутью которого является развитие, отладка структур. Для этого нужна внешняя стабильность, позволяющая планировать и начинать реализацию долгосрочных процессов, рассчитанных на 5, 10, 30 лет.


Следует иметь план и модель развития страны, чтобы понимать, куда мы придем через те же 5, 10, 30 лет. Мы, бизнес, должны влиять на выбор направлений движения.


Немаловажной функцией является и информирование власти о том, что действительно происходит в экономике, чтобы они судили не только по отчетам Госкомстата или пользовались дозированной информацией, которую им «подсовывают» заинтересованные люди.


Для этого нужно тесное сотрудничество бизнеса и всех ветвей власти, но «бизнес» – это не субъект сотрудничества. У власти есть свои органы: комитеты Верховной Рады, министерства, комиссии и т. п. А интересы бизнеса каждодневно могут и должны выражать различные объединения, в том числе и наше.


Вы несколько лет возглавляете организацию «Новая эпоха». Какой опыт, полученный в ходе этой работы, можете использовать сейчас?
Главный опыт – организационный. Название «Новая эпоха», данное в 2000 году, отражало нашу убежденность, что страна входит не только в новое тысячелетие, но и в новый этап своего развития, требующий изменения сути отношений власти и бизнеса. Сейчас мы уже вступили на этот этап.


Отличие и в том, что «Новая эпоха» – название общественно-политического объединения. В новой организации мы не хотим заниматься политикой. Наша цель – укоренить в обществе понимание того, что бизнес должен развиваться независимо от политических процессов. У нас сейчас политики влияют на бизнес, а должно быть наоборот. Бизнес, его интересы должны направлять развитие политической ситуации.


Сотрудничество с какими ветвями государственной власти вы считаете сейчас приоритетным?
На данном этапе – с исполнительной властью. Прежде всего потому, что деятельность бизнеса на тактическом уровне во многом зависит от Кабмина, который своими постановлениями, распоряжениями может существенно влиять на условия работы, также в Кабмине готовятся законопроекты. Но, конечно, будем активно работать с Верховной Радой и Секретариатом Президента на уровне советников и экспертов.


Из уст руководителей органов власти, включая Президента, за два года мы слышали очень много правильных и прогрессивных слов. Но практически ничего из этого не воплощено в жизнь. Нужны механизмы реализации. А они могут быть выработаны в процессе работы с Кабинетом министров, как было в 2003-2004 гг. и чего мы хотим добиться сейчас. Как вариант – мы готовы размещать у себя на сайте проекты документов и организовывать их обсуждение, сбор замечаний и предложений. У нас есть аналитики, юристы, которые могут их обрабатывать и передавать в министерства. Если министерство не учитывает наши предложения, тогда мы должны иметь право в правительственном комитете отстаивать свою точку зрения. Если и это не помогает, то представитель организации должен изложить нашу позицию на заседании Кабмина, где она точно будет донесена до первых лиц и услышана. Нужна системная работа, и она будет эффективной только при наличии воли первого лица – премьер-министра.


Вы говорите о системной работе. Но нет ли системной причины того, что уже много лет говорится о необходимости диалога бизнеса и власти, но его так и нет?
Такой системной причиной можно считать менталитет наших людей, сформированный за годы плановой экономики, согласно которому чиновники – это почти небожители, а не простые работники, которым налогоплательщики всего лишь поручили исполнять конкретные функции. Сказывается и недостаточная активность бизнеса, направленная на оказание влияния на чиновников и политиков. В Германии, Франции, других странах есть мощнейшие бизнес-организации, с которыми политики не могут не считаться. Бизнесмены – это очень активная часть населения, лидеры мнений. У них есть средства для того, чтобы донести свою точку зрения до людей и сделать их своими сторонниками.


В последнем составе нашего парламента значительная часть депутатов – бизнесмены. В основной массе они пошли туда не для того, чтобы зарабатывать или что-то еще делить, а чтобы просто иметь возможность защитить свой бизнес. Они вынуждены это делать. Это говорит о том, что в стране не создана соответствующая правовая система.


Не кажется ли вам, что одна из наших основных бед состоит в том, что в органах власти работают не чиновники–госслужащие, а фактически те же предприниматели, только получившие дополнительный ресурс – власть – и конкурирующие с «обычным» бизнесом?
Я полагаю, что все же есть чиновники, которые думают об общих интересах. К сожалению, в последнее время значительная часть все же пришла во власть для того, чтобы лоббировать собственные бизнес-интересы. Я недолгое время проработал в Госпотребстандарте и понял, что госслужба – это не мое, так как постоянно отвлекаюсь на решение своих бизнес-вопросов. Работать в общественной организации, быть советником – это совсем иное дело. Такая работа мне понятна, посколько я знаю, как сделать лучшими условия для бизнеса. Становиться чиновниками бизнесменам не стоит, ведь госслужба – это такая же профессиональная деятельность, как и многие другие. Ею не должны заниматься «совместители».


Премьер Ехануров на короткий срок даровал предпринимателям – членам правительственных комитетов право вето при принятии решений. Не кажется ли вам, что это решение было чисто популистским?
Нет, это не так. Когда предприниматели имеют право присутствовать на заседаниях правительственных комитетов, получать всю необходимую информацию из министерств, имеют доступ к проектам документов, – это очень эффективно. У них есть возможность предотвратить принятие решений, которые приведут к ухудшению бизнес-среды. А мы ведь хорошо знаем: если решение уже принято, отменить его очень сложно.


Но это все на тактическом уровне – уровне сегодняшнего дня. Но нужно наладить такой диалог, чтобы он позволял выстраивать и стратегические отношения. Для этого мы хотим объединить социально активных бизнесменов. Виктор Пинчук ежегодно проводит Ялтинский экономический форум, устраивает национальные мероприятия на форуме в Давосе. В структурах Рината Ахметова разрабатывается экономический план вывода страны из кризиса и последующего развития. Сергей Тарута пытается наладить работу Конфедерации работодателей Украины. Существуют УСПП и другие организации. Я считаю, что мы должны объединить наши усилия, хотя это и очень сложно. У каждого очень сильны личные амбиции. Но иного пути нет.


А может, проще заключить с властью негласный общественный договор: мол, вы, власть, не лезете к нам, а мы, самодеятельные украинцы, не лезем к вам? Ведь нечто подобное мы видим на протяжении последнего времени, пока власть занята внутренним кризисом, экономика неплохо развивается.
Экономика развивается, но это будет происходить до поры до времени. Многие процессы требуют государственного регулирования или поддержки.


Не так важно, какого «цвета» правительство, как то, работает оно на интересы отечественного бизнеса или нет. Я думаю, что в стране еще долго не будет политической стабильности. Но на бизнесе это должно сказываться в минимальной мере. Политические силы могут бороться, но если речь идет об экономике, то они должны объединяться и принимать законы, необходимые бизнесу.


Сейчас в стране не существует системной работы в плане регуляторной политики. Госкомпредпринимательсва так и не выведен из подчинения Кабмина, хотя Президент давно обещал превратить его в независимый национальный совет. На первом форуме «Бизнес и власть – партнеры» Президент говорил о необходимости судебной реформы: она как воздух необходима бизнесу. Сейчас суды одним росчерком пера могут уничтожить предприятие или позволить его захватить. Но ничего ведь не сделано.


Иногда политики обижаются на то, что их критикуют. Но я не хочу никого критиковать. Тут не на что обижаться, нужно просто брать и делать.


Нуждается в реформировании и система отношения бизнеса и налоговой. Должна быть обязательно введена взаимная ответственность. Как предприятие не может не платить налоги, так и налоговая не может не возмещать НДС, раз это положено по закону. Чиновники также должны нести ответственность за незаконные проверки. За свои незаконные действия также должны отвечать судьи и работники прокуратуры. Ведь все это наносит бизнесу конкретный ущерб.


Накануне выборов опять начинаются «словесные» заигрывания с бизнесом. Президент недавно провел встречу с бизнесменами, договорились подписать меморандум. Кого с кем? На мой взгляд, подобные документы должны подписывать не отдельные лица, а профессиональные организации. Раньше в подобных встречах принимала участие УСПП, но сейчас они на политическом уровне рассорились с Президентом и выпали из процесса. Вот почему бизнес должен быть вне политики.







Собиратель общественности
Дмитрий Швец, глава общественной организации
«Деловая рада Украины»
Родился 3 сентября 1967 г. в Запорожье.
Начиная с 1988 г. создал несколько кооперативов и малых предприятий, некоторые из которых переросли в крупные предприятия. Был гендиректором производственно-коммерческого объединения «Крок ЛТД» и ОАО «Запорожский завод металлических конструкций».
С 2001 г. – председатель наблюдательного совета журнала «Человек и закон». Принимает участие в работе руководящих органов нескольких благотворительных фондов.
С 2000 г. возглавляет общественно-политическое объединение «Новая эпоха».
2002-2003 гг. – первый заместитель председателя Госкомитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики.
2004-2005 гг. – председатель Совета предпринимателей при Кабмине.
2003-2004 гг. – советник премьер-министра
на общественных началах, член общественной коллегии при начальнике Главного управления государственной службы Украины, а также член общественной коллегии Государственной налоговой администрации Украины и Госкомпредпринимательства.
С 2004 г. возглавляет организацию «Деловая рада Украины», которая реструктуризировалась и активизировала свою работу с июня 2007 г.
Председатель наблюдательного совета
инвестиционной компании «Крок».

Exit mobile version