«Если вы дизайнер, вы становитесь центром мира», – утверждает дизайнер Ора-Ито, придумавший стиль «сложной простоты», который сейчас завоевывает мир.
Hепривычно видеть современную кухню, выставленную прямо под стенами Михайловского собора. Таким образом недавно в Киеве представляли свой новый проект компания Gorenje и его автор – очень модный молодой дизайнер Ора-Ито, известный своим нестандартным и дерзким покорением дизайнерского олимпа, за что его назвали Артуром Рембо в промышленном дизайне.
При встрече с «&» Ора-Ито подчеркнул, что больше любит давать интервью деловым журналам, чем дизайнерским, так как они предназначены для серьезных людей, и это его вдохновляет. Потому что мало придумать что-то новое в дизайне, хочется кардинально изменить мир. А для этого нужны глобальные идеи, связанные с экономикой и экологией. Иначе ничего не сдвинется с места.
Виртуальная материализация иллюзий Спеша творить и желаЯ быть признанным, но не имея для этого ни диплома, ни финансов, а лишь талант и смелость, Ора-Ито придумал ноу-хау: занялся виртуальной материализацией иллюзий, то есть разработал дизайн несуществующих продуктов для реальных брендов, таких как Nike, Bic, Apple, Louis Vuitton. Разместив свои разработки в Интернете, он имел бешеный успех. Ему повезло, что Лувр решил купить эти проекты. Поэтому за «пиратское искусство» его не осудили, а наоборот, крупные бренды, оценив такой жест, предложили ему сотрудничество. Так Ора-Ито получил свой шанс, а бренды – новый виток популярности. Он хотел выдать желаемое за действительное, и у него получилось, другие готовы были это принять. Итогом такой ситуации стал полный хеппи-энд: виртуальный пират с душой поэта превратился из хулигана в художника, подчеркивая, что просто хотел быть замеченным. Надо сказать, что для достижения своей цели Ора-Ито достаточно вольно обошелся не только со знаменитыми лейблами, но и с собственным именем: «На самом деле моя фамилия Морабито. Она содержит два слова – ора, ито. «Ито» звучит очень коротко. Эта марка уже существует в Японии, а я хотел, чтобы мое имя было популярным и в азиатских странах. Так что все логично». Таким образом, японцы, пригласившие его на собеседование, ожидали увидеть японца и были ошарашены, увидев европейца. Но все равно Ора-Ито выиграл конкурс и теперь возглавляет архитектурный департамент компании Тоyotа, а также является арт-директором еще десяти могущественных брендов.
Бренд в себе Ора-Ито до сих пор любит повторять, что он больше чем дизайнер. Пока знаменитые дизайнеры мира ищут альтернативу минимализму, который уже выдыхается, Ора-Ито изобрел свой стиль Simplexiti (cложная простота), то есть сочетание простоты и сложности. Его смелые концепции ломают привычные стереотипы. Ему неинтересно делать кресло для одного человека, поэтому он создал кресло для Cappellini, в котором можно посидеть и полежать вдвоем. Решив, что открывать крышку и нажимать на баллончик спрея – напрасная трата времени, создал для Adidas флакон для одеколона без этих элементов.
Он выбирает проекты интуитивно: «Я очень эгоистичен – всегда все делаю для себя и собственного удовольствия. На рынке нет того, что мне нравится. Это одна из причин, почему я стал дизайнером – появилась возможность сделать самому, что я хочу. Все, что я делаю, исходит из сердца. Но в этом я подобен многим людям, так как им это тоже нравится. Если вы дизайнер, вы становитесь центром мира. Своего мира, конечно». Получилось так, что Ора-Ито диаметрально изменил ситуацию в промышленном дизайне – он создал первый дизайнерский бренд: логотип можно наносить как на пару обуви, так и на холодильник. И все крупнейшие бренды, которые с ним работают, ставят его логотип рядом со своим. Подобная ситуация позволяет ему шутить, что футуристическую кухню будущего Gorenje Ora-Ito он создал из эгоистических мотивов: наконец-то уговорить невесту готовить ему вкусные блюда.
Мейнстрим дизайна будущего Иллюзии прочно вошли в реальный мир Ора-Ито. Объявив несколько лет назад себя арт-директором крупнейших брендов, он им, по сути, стал: развивает консалтинг и стратегический дизайн продуктов для таких международных торговых марок, как Heineken, Adidas, l’Orеal, Levi’s, Sagem, Toyota, Nike, Guerlain, Davidoff, Danone, Lacie и Christofle. На вопрос, где находит свои образы, отвечает: «Я черпаю вдохновение из повседневной жизни и люблю изучать все, что меня окружает. Для меня важно отразить свой образ жизни и внести свою индивидуальность в философию признанных брендов. Так что природа может дать мне много вдохновения, как и хороший фильм, любые звуки, даже просто тень может заставить меня задуматься. Меня может вдохновить что угодно. Я черпаю вдохновение из самых разнообразных мест. По работе мне приходится много путешествать, поэтому меня вдохновляют места, которые посещаю. Я впитываю большое количество новой энергии, новых движений и когда возвращаюсь в свою студию, приношу с собой много новых идей».
На вопрос, как удовольствия и предпочтения людей изменятся в будущем, Ора-Ито ответил, что там нас ожидает рай и все будут гораздо счастливее: «Когда я начал свою карьеру, люди говорили, что я модная звезда и что никогда не стану настоящим творцом. Я просто люблю современный дизайн, ведь он сильный, влиятельный, дерзкий и фантастический. В будущем забава и взаимная связь станут основными элементами любого продукта, что будет доставлять нам еще больше удовольствия. Поэтому продолжаю использовать главное правило дизайна, которое заключается в том, что в дизайне нет жестких правил. Исходя из этого свободу в творчестве ценю превыше всего».
При создании работ для Ора-Ито важно отразить свой образ жизни и внести свою индивидуальность в философию признанных брендов
Звездные ступени 1999 г. – создал первую в мире виртуальную студию. Интернет-сайт Ora-Ito.com с посещаемостью более 200 тыс. человек в месяц был первым сайтом и второй цифровой работой, которую приобрел Национальный центр современного искусства. 2000 г. – начал пиратскую кампанию с Bic, Vuitton, Nike. Затем – работа с самыми трендовыми журналами Франции и международными брендом Levi’s. 2001 г. – журнал Dazed & Confused присуждает ему наивысшую награду за наиболее креативную работу года. 2002 г. – признан самым молодым дизайнером, о котором когда-либо писал престижный каталог мебели Capellini. 2002 г. – выигрывает премию Oscar за лучшую упаковку для алюминиевой бутылки Heineken, которая сегодня известна во всем мире. 2003 г. – открывает клуб le Cab, ставший самым большим в Париже, придав ему своеобразие за счет использования удивительной архитектуры, новых графики, мебели и декора. 2004 г. – представляет новый аромат для Adidas и получает 5 международных наград за инновационную упаковку и дизайн флакона. 2004 г. – разрабатывает коллекцию ламп для бренда знаменитой осветительной аппаратуры Artemide, которая имела большой успех на выставке в Милане I-salone в 2005 г. и получила престижную награду Red Dot Design Award. 2005 г. – организовывает в сотрудничестве с Центром Помпиду и французским центром культуры в Милане свою первую персональную выставку, представленную в музее Ora-Ito. 2006 г. – разрабатывает дизайн салона Toyota на Елисейских полях. С этого времени он разрабатывает каждый стенд, шоу-рум и дизайн каждой торговой точки Toyota по всему миру. 2006 г. – получает индустриальную премию Janus 2006 как наиболее инновационный архитектор года во Франции за дизайнерские работы для Toyota. 2007 г. – получает ту же награду Janus 2007, но за дизайн компьютерных аудиоколонок. Разрабатывает футуристическую кухню будущего для компании Gorenje, более 200 тыс. экземпляров которой с апреля этого года проданы в 15 странах мира.