Site icon Companion UA

Внимания процессу стало меньше

Во время очередного делового завтрака члены Клуба ФИНАНСИСТ отметили: финансовые директора вышли на уровень управления бизнесом, минуя уровень управления капиталом.

Директор департамента аналитики Astrum Investment Management Алексей Блинов считает, что в 2012-2013 гг. инфляция достигнет 15-20%. Низкий уровень прошлогодней инфляции объясняется отсутствием спроса в силу слабой платежеспособности населения, из-за чего компаниям приходилось снижать цены. В этом году запасы распроданы, доходы населения в номинальном выражении незначительно выросли и возобновление покупательской активности приводит к росту цен.

До конца года курс гривни к доллару сохранится на уровне 8,0. Это связано с тем, что страна начала получать валютные ресурсы, позволяющие перекрыть отток средств за границу. НБУ, от которого на 95% зависит будущий валютный курс, выработал четкое видение и, по всей вероятности, будет держать курс гривни стабильным. Для него любое незначительное изменение курса чревато потерей контроля над продажами валюты населению. Соответственно через несколько лет страну ждет повторение известного сценария: падение спроса на ресурсы на внешних рынках, а затем жесткая ревальвация гривни. Это может иметь место в 2013-2014 гг.
Модератор встречи Михайло Колиснык, управляющий партнер FinArt Smart Solutions, подчеркнул важность ориентации украинских компаний на экспортные рынки: «Каждый из вас, размышляя над макроэкономическими вопросами, должен задумываться, что из вашей продукции или услуг можно поставить на мировой рынок. До тех пор, пока не найдем ответ на этот вопрос, мы будем оставаться жителями страны с нестабильной экономикой».

Владимир Полищук, финансовый директор Лагоды, обратил внимание на изменившийся взгляд собственников на риск-менеджмент. Нагрузка на финансовую службу и, в частности, на финдиректора резко увеличилась. Многие вопросы пришлось корректировать вручную из-за важности происходивших изменений. Сохранить позиции на рынке Лагода смогла благодаря информационной системе, отработанной бюджетной модели и системе KPI.

Заместитель председателя правления по финансовым вопросам Познякижилстроя Виталий Белашев рассказал о состоявшейся во время кризиса централизации финансовой службы и перераспределении обязанностей между сотрудниками. Задачи бизнеса усложнились в силу законодательных нововведений и новых инвестиционных проектов, поэтому сотрудники финансовой службы, прошедшие вместе с компанией через кризис, сильно выросли в плане профессиональной подготовки. Спикер также отметил сдвиги при обсуждении с акционерами вопросов управления рисками, внимание к которым усилилось.

Анализируя работу в период кризиса, Дмитрий Матросов, финансовый директор Голден Фудс, подчеркнул, что его компании удалось не потерять объемы продаж в количественном выражении. Это стало возможным благодаря выделению приоритетных товарных категорий. Все средства акционеров, полученные в кризис, были направлены на маркетинг. В компании также пересмотрели структуру затрат, урезали численность бэк-офиса, в том числе финансовый департамент. Кроме того, перераспределили функции некоторых отделов.

Участники встречи в целом согласились с тем, что, если раньше работа финансового директора строилась с ориентацией на процесс, то последние два-три года фокус сместился на требования рынка. Современный финансовый директор должен знать не только свой участок, но и работу всего бизнеса. При этом наблюдается определенный парадокс: финдиректора вышли на уровень управления бизнесом, минуя уровень управления капиталом.

В числе требований, предъявляемых сегодня к персоналу финансовых служб, участники встречи назвали аналитическое мышление, системный подход, инициативность, стремление к обучению не только за счет работодателя, понимание комплекса финансовых вопросов, связанных с управлением всем бизнесом и готовность к диалогу с другими службами предприятия. Работа, при которой каждая служба старается выполнить свои KPI без учета общей картины бизнеса, больше недопустима.
Подводя итоги, Михайло Колиснык напомнил о растущей важности стратегического планирования и вопросов управления стоимостью капитала. По его наблюдениям, сегодня все больше украинских компаний осознают потребность в изучении принципов value-based management (менеджмент, основанный на ценности) для принятия решений.

Exit mobile version