Сложности в организации обучения, его дороговизна и высокая текучесть кадров не удерживают страховщиков от необходимости обучения собственного персонала. Подходы к решению данного вопроса применяются самые разнообразные.
Учить можно по-разному
Привлечь внешних тренеров – достаточно простой способ для начала подготовки собственных агентов. Более того, компании-тренеры пошли навстречу потребностям страховых фирм, адаптировав свои программы обучения под страхование. В Украину даже пришли некоторые специализированные компании-тренеры из России. Тем не менее все опрошенные «&» эксперты не в восторге от деятельности существующих в Украине тренинг-компаний: их не устраивает ни цена, ни качество предлагаемого обучения, поэтому создание собственного центра по подготовке выглядит достаточно привлекательно. Но обучение даже в собственной структуре – удовольствие не из дешевых. В основном компании затрудняются назвать конкретные суммы затрат на подготовку нового агента, ссылаясь на использование внутреннего ресурса (специалистов компании) для обучения, констатируя лишь, что затраты значительные. По данным ЗАО «ПРОСТО-страхование», затраты на подготовку агента-новичка составляют 2000 грн. Сопоставив эту сумму с количеством агентов, которых компании планируют обучить в 2007 г., увидим размах образовательных программ внушительный. Так, в 2007 г. компания «ПРОВИДНА» планирует обучить 1200 человек, «ПРОСТО-страхование» – 800, «Украинская страховая группа» – 500-600, «НОВА» – 140. В «ПРОВИДНОЙ» основными статьями затрат на обучение являются дорогостоящие программы, которые тренеры получают в «Росгосстрахе», оплата труда профессиональных тренеров, командировочные расходы, а также расходы, связанные с подготовкой и проведением обучения. Тем не менее руководство компаний уверено, что подобные затраты вернутся сторицей.
Но не все компании столь щедры при обучении агентов. К примеру, агенты «Евролайфа» за счет компании начинают обучаться, достигнув только четвертого уровня (всего восемь уровней). До этого момента (на более низких уровнях) подразделения (так называемые структуры сбыта) организуют семинары собственными силами. «Такая практика, на мой взгляд, является более эффективной и позволяет свести к минимуму непродуктивные затраты на обучение у «Евролайфа». Срабатывает естественный закон: выживают сильнейшие, которым впоследствии и достаются все мотивационные блага», – рассказывает Роман Денис, национальный менеджер GRAWE Group в Украине.
Не сошлись по качеству
В условиЯх рынка высокая цена зачастую оправдана получаемым взамен качеством. Но, как отмечают эксперты, такой зависимости с внешним обучением не прослеживается. «Внешних школ, ориентированных исключительно на страхование, немного. В основном это тренинги, подготавливающие профессиональных продавцов, готовых продавать что угодно. Недостаток такого подхода в том, что такой продавец не может (или не хочет) посвятить себя страхованию, а это чревато повышенным риском потери клиентского портфеля», – отмечает Ярослав Кырылив, начальник управления маркетинга и рекламы страховой компании «Украинская страховая группа». Страховщики негативно отзываются о тренинг-компаниях и по другим пунктам. По словам Игоря Верича, внешний провайдер предоставляет, как правило, стандартизированный учебный продукт, который предлагается всем желающим компаниям. Получить конкурентное преимущество за счет такого обучения, обогнать конкурентов по темпам и качеству обучения, пользуясь услугами только внешних провайдеров, невозможно. Другая проблема – отсутствие «кастомизации» – приспособления обучения к нуждам и бизнес-целям компании. «Если внутреннее обучение четко отображает концепцию построения агентской сети в компании, соответствует идеологии продаж, формирует корпоративную услугу, то, пройдя курс обучения у независимого бизнес-тренера, сотрудникам нужно адаптировать прослушанный материал к стандартам работы в своей компании», – отмечает Наталия Джулай, начальник управлення агентских продаж страховой компании «ПРОВИДНА».
Конечно, при большом желании обеих сторон клиент и заказчик могли бы найти компромисс в вопросе «кастомизации», но мешают опасения самих страховщиков. По убеждению Игоря Верича, «всегда есть опасность элементарной утечки информации, когда тренеры при неформальном общении во время тренинга в одной из страховых компаний приводят примеры своей работы с компаниями-конкурентами». С такой позицией соглашается и Павел Фурсевич: «Компании разрабатывают собственные стандарты работы, а обучение персонала – один из способов внедрять стандарты работы. При передаче их внешним консультантам существует риск выхода стандартов на рынок, чего не хочет ни одна страховая компания». Еще более пессимистичен в вопросе внешнего обучения Роман Дэнис: «Посылая своих людей на обучение, компания фактически раскрывает их рынку. В таком случае существует реальная угроза потерять не только стандарты работы, но и лучшие кадры». Даже если страховая компания решится на столь рискованный шаг, нет гарантий, что будет хороший результат. «Если стандарты работы передаются внешним консультантам, то, как правило, те перекручивают первичную информацию, и в результате получаются стандарты консультантов, а не компании», – резюмирует Павел Фурсевич. От этого в свою очередь страдает корпоративная культура компании.
И еще одно преимущество, которого лишено обучение у внешних тренеров: посттренинговое сопровождение обученного сотрудника, что особенно важно в условиях постоянно изменяющегося рынка. «Внутренние тренеры не только разрабатывают систему обучения агентов, но также проводят мониторинг результатов и при необходимости внося в нее коррективы. На рынке есть примеры компаний, использовавших несколько лет одну и ту же систему обучения. О результатах такой политики можно сказать одно: эта система испортила многих клиентов и потенциальных агентов», – делится опытом Людмила Лукьянчук, начальник учебного центра «Унифин». Но ради справедливости стоит отметить, что даже создав собственное учебное подразделение, компании могут допускать подобную погрешность, работая по принципу «обучили и забыли».
Кому на Руси учить хорошо
Увидев все недостатки и сопоставив их с выгодами, страховщики начали открывать свои школы, обучать и нанимать тренеров, разрабатывать программы обучения. «Среди двадцати ведущих компаний рискового страхования и страхования жизни половина пользуются внутренними учебными подразделениями. Стремясь к завоеванию рынка, уже и более мелкие компании начинают создавать учебные подразделения», – рассказывает Людмила Лукьянчук. Но не все так гладко в этом процессе. «Хорошо тем компаниям, которые используют готовые технологии и лучший опыт материнских фирм (преимущественно российских)», – констатирует Ярослав Кырылив. Менталитет украинцев ближе к российскому, соответственно и необходимость в локализации учебных методик существенно ниже. Украинские дочерние компании российских страховщиков, не обременяя себя долгими поисками идеала, попросту перенимают опыт материнских компаний. Этот подход существенно упрощает задачу по созданию обучающего подразделения и позволяет избежать многих ошибок. Именно так создали свои школы «ИНГО Украина», «ПРОВИДНА» и «ПРОСТО-страхование». Некоторые украинские компании также пытаются не отставать, прибегая к зарубежным наработкам в программах обучения. К примеру, в компании «НОВА», кроме собственных корпоративных разработок, за модель обучения были взяты методики рекрутинга, отбора, обучения и наставничества генерального инспектора французской ассоциации страховых экспертов AGIS А. Барбе. Всем остальным приходится методом проб и ошибок добиваться поставленной цели. Так, по мнению Натальи Невядомской, «одна из потенциальных ошибок – соединение продуктов, которые должны продаваться через разные каналы продаж. Очень важно для каждого канала продаж (прямых или агентских) находить свои технологии продаж и собственную продуктовую линейку. Агенты продают стандартизированные продукты, а прямые продажи – работают с более сложными продуктами». Другая ошибка, присутствующая в обучении, заключается в методике преподавания, когда один тренер обучает и продуктам, и технологиям продаж. «В обучении, как и в организации, за каждое направление должен отвечать отдельный тренер. Нельзя, чтобы один человек учил всех всему. В «ПРОВИДНОЙ» есть группа профессиональных тренеров, обучающих технологиям продаж, а также тренеры, обучающие страховым продуктам», – рассказывает Наталия Джулай.
Оптимальное сочетание
Вопреки большому количеству недостатков у внешних тренеров, спрос на их услуги остается высоким. Обусловлено это рядом факторов. Во-первых, у многих из тех, кто испытывает потребность в обучении, все еще нет соответствующих собственных обучающих подразделений. Необходимости их создания они не испытывают, поскольку нет нужды в значительном количестве агентов (сетевых страховых компаний в Украине не больше десяти). Во-вторых, по мнению экспертов компаний «Княжа» и «ИНГО Украина», оптимально выстроенная система обучения – сочетание внутреннего и внешнего обучения (именно так это реализовано в этих компаниях). «Следует четко представлять, какие процессы обучения необходимо возложить на внутренних тренеров, а какие – на внешних. Важен разумный баланс», – делится опытом Наталья Невядомская. Эту идею поддерживает и Людмила Лукьянчук: «На начальном этапе обучения агента ему необходимо привить знание о страховых программах, преимуществах и выгодах того или иного продукта, техникам и каналам продаж. Это с успехом могут выполнить ведущие специалисты компании, к примеру, руководители подразделений. А к услугам внешних тренинговых компаний необходимо прибегать на этапе обучения высшего менеджмента, привлекая к таким тренингам коучинг, управление». Некоторые страховщики предпочитают обучать с помощью внутренних тренеров специфике продуктов, а вот аутсорсинговым компаниям поручают обучение технологиям продаж.
В иных целях приглашают внешних тренеров в компании «ПРОСТО-страхование». «Внешних тренеров приглашаем для «сверки часов» (внесения изменений во внутреннюю программу обучения), чтобы иметь информацию о тенденциях на рынке страхования. Знать, что и как читают другим страховщикам», – рассказывает Павел Фурсевич. Еще одним подходом по работе с внешними тренерами делится Игорь Верич, утверждая, что «все чаще компании отдают предпочтение покупке не тренингов, а технологий, которые затем транслируются группой региональных бизнес-тренеров на всю корпоративную сеть».
Оценить успешность системы обучения в каждой отдельно взятой компании достаточно сложно. Иногда можно услышать, что эффективность обучения пытаются подтвердить прогрессивной динамикой роста агентских продаж. «На рынке, который активно развивается, достаточно тяжело судить о причинах роста премий: то ли это влияние позитивной конъюнктуры рынка, то ли заслуга политики компании. Если бы рынок был развит и объем премий возрастал стабильно из года в год, то влияние действий компании на итоговый результат было бы очевидным. А в сегодняшних условиях менеджмент может и лукавить, списывая все недочеты на рынок, а себе приписывая незаслуженные достижения», – констатирует Роман Дэнис. Хотя Людмила Лукьянчук убеждена: «Уже совсем скоро станут заметны результаты работы обученных агентов как страховщикам, не обучающим своих специалистов, так и клиентам. Такие агенты будут всегда отличаться высоким уровнем профессионализма».
Централизованная оценка качества обучения для Украины преждевременна |
Индивидуальная система обучения помогает учесть специфику сотрудничества агента и менеджера |
Будущее за специализированными агентами |