Site icon Companion UA

Мечта о втором Сингапуре

Не утихают споры об эффективности реформ в Грузии. Экономическое чудо или эффективный PR и пропаганда?

С приходом к власти Михаила Саакашвили в 2003 г. Грузия избрала путь реформ, взяв за пример Сингапур. Сейчас многие экономические показатели и достижения страны впечатляют. Согласно исследованию Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, Грузия названа реформатором №1 среди 174 стран мира. По рейтингу простоты и удобства ведения бизнеса со 150 места в 2004 г. она перешла на 11 в 2010-м и сейчас входит в первую десятку стран с самым низким уровнем коррупции. Американский институт Heritage Foundation и The Wall Street Journal составили рейтинг индексов экономической свободы, в котором Грузии отведено 29 место, в то время как России – 143, а Украине – 164.
Но это благополучие очень неоднозначное. За активным пиаром и внешним лоском скрываются существенные проблемы экономического благосостояния жителей республики.

Реформы в духе Сингапура

После «революции роз» Саакашвили получил огромный кредит доверия со стороны населения. Чтобы его оправдать, необходимо было действовать жестко, решительно и быстро (чего не сделал в той же ситуации Виктор Ющенко в Украине).

По примеру Сингапура было решено начать с ликвидации коррупции, преступности и реформирования МВД. «Если есть проблемы с коррупцией, то это всегда проблемы с конкретными людьми. А проблемы с людьми решаемы», – уверен Георгий Исакадзе, президент Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Грузии.

За один день была ликвидирована ГАИ и уволены все сотрудники. Несколько месяцев грузинские дороги функционировали бесконтрольно. За этим последовала борьба с преступными авторитетами. Около 200 человек были лишены свободы (авторитетов сажали вместе в одну камеру, а это недопустимо по криминальным понятиям), остальные покинули страну. Произошла чистка МВД. Из 85 тыс. человек уволили более 40 тыс.
Функции ГАИ были переданы патрульной службе. Здания, конфискованные у криминального мира, переоборудовали под новые офисы управления внутренних дел. Вместе с тем построили и новые – со стеклянными стенами. Само министерство вынесли за город, построив, опять же, прозрачное многоэтажное здание по дороге в аэропорт. Сейчас оно – главная визитная карточка Грузии.

Теперь полицейским брать взятку не просто опасно (за нее предусмотрено тюремное заключение для обеих сторон сроком от трех до семи лет), но и невыгодно. При официальной средней зарплате в Грузии $150-200 у сотрудников полиции она одна из самых высоких в стране. Если обычный сотрудник получает $450-500 (участковый, патрульный), то специалист с высшим образованием и хорошим стажем (детектив и выше) зарабатывает более $1 тыс. Работа стала реально престижной, уровень доверия народа к полиции – один из самых высоких в мире – 84% (до 2003 г. он составлял около 15%). Было и несколько показательных судебных процессов над взяточниками, которые транслировали центральные телеканалы, о них писали в прессе.

Повезло и дворникам. Их зарплата выросла в разы и сейчас вдвое выше, чем средняя зарплата учителя. Зато на улицах Грузии теперь чисто.
В процессе реформ сократили также число ведомств и министерств – упразднили даже санэпидстанцию, пожарную охрану и антимонопольный комитет.

Ультралиберальный курс

Чтобы превратить Грузию в привлекательную страну для бизнеса – как отечественного, так и иностранного – новое правительство решило пойти курсом ультралиберальных реформ. Основными его чертами являются минимизация любого регулирования и контроля рынка, упрощение открытия бизнеса, налогообложения, импортных операций, покупки объектов и проч.

Налогообложение стало проще и в то же время жестче. Из 22 налогов осталось шесть. Налог на прибыль – 15%, НДС – 18%. Произошло объединение социального налога с подоходным и снижение его ставки до 20%. Существуют системы налоговых льгот и каникул для малого бизнеса и новых предприятий. Предприятия, зарабатывающие за год менее $16 тыс., ничего не платят, а те, которые зарабатывают от $16 до 60 тыс. платят только налог на прибыль в размере 5%. Практически завершен процесс перехода на подачу налоговой отчетности через Интернет.

Существенно упростили процедуру экспорта/импорта. Из 32 таможенных ставок осталось всего три: 0, 5 и 12%. Кроме того, теперь бизнесмен не взаимодействует с таможней. Есть специальные службы, где работают агенты, действующие от имени предприятий.

Финансовые рынки и биржи стали полностью открытыми. Иностранные банки с рейтингом не ниже B+ могут свободно открывать свои отделения и представительства.

Следующим шагом стала ультралиберальная приватизация. Было разрешено приватизировать любые заводы, порты, водные и земельные ресурсы, леса и проч. В целом с начала реформ приватизировано более 4 тыс. объектов. Причем процесс приватизации совершался в рекордные сроки – проходило всего несколько дней с момента продажи до начала ведения бизнеса новыми владельцами.

Сейчас в Грузии можно приобрести земельный участок за один день и открыть на нем бизнес тоже за день. Реально действует норма, согласно которой бизнес автоматически начинает работать, если с момента подачи документов на регистрацию в течение десяти дней не поступили отклики (вопросы или отказы). Причем, скорее всего, на открытие предприятия приедет сам президент. Так он старается показать, что в Грузии рады любому, даже самому маленькому бизнесу.

Туризм стал одной из приоритетных отраслей, которая получает миллионные инвестиции и множество преференций. Создаваемые туристические предприятия освобождены от налогообложения на 15 лет. Сейчас уже созданы 103 курорта. Потенциально привлекательные виды туризма – минводы и зеленый туризм (для продвижения последнего под эгидой ООН будет создан отдельный бренд).

В Грузию уже вышли мировые сети отелей – Holiday Inn, Kempinsky, Radisson, Sheridan. И это только 70% от потенциала рынка.

Вкладываются средства в брендинг и продвижение страны. Появились яркие новые достопримечательности. Например, в городе Сигнаги создан так называемый грузинский Лас-Вегас. Это «город любви», где можно расписаться за один час, много красивых мест, фонтанов, парков, есть дегустационные залы.

Доля туризма в ВВП страны – около 4%. Сейчас 55% туристов – пенсионеры из Франции, Германии, Израиля, Японии и государств бывшего СНГ (доля украинских туристов – чуть менее 2%). Ежегодный прирост туристов в Грузию достигает 38%.

«Замок на песке»

Но есть в Грузии и проблемы, которые касаются как бизнеса, так и жизни общества в целом. Основной источник бед кроется в том, что Грузия живет за счет денег, полученных у других государств. К примеру, в 2008 г. она получила $4,55 млрд., из которых $2,5 млрд. – долгосрочный низкопроцентный заем, а $2 млрд. – грант. И это лишь один из долгов, которые страна обязана вернуть к 2015 г.

На данный момент совокупный долг Грузии – $9,6 млрд. Отдавать его практически не из чего. В стране почти нет промышленности. Сальдо торгового баланса уже долгие годы отрицательное. Статьи экспорта примитивны. Это в основном ресурсы – ферросплавы, медь, золото, орехи. Грузия гордится тем, что второе место в статьях ее экспорта занимают автомобили. Однако гордиться особо нечем, так как авто не производятся, а лишь реэкспортируются.

Среди статей экспорта сельское хозяйство занимает 2%, вино – 3%. Инновационные предприятия по примеру Сингапура целенаправленно не создаются, хотя в большинстве стран «экономического чуда», таких как Китай, Гонконг или Тайвань, основную ставку делали именно на индустриальные и технопарки, развитие наукоемких инновационных сфер промышленности.

Борьба с преступностью далась нелегко. Грузия сейчас входит в первую тройку стран Европы по количеству заключенных. Георгий Исакадзе: «Да, что-то пришлось делать топорно. При таких масштабных изменениях ошибок избежать трудно».

Уровень годовой инфляции растет с каждым месяцем. По данным Грузстата, цены на продукты питания и безалкогольные напитки выросли в феврале 2011 г. на 28,4% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. Рост инфляции является следствием регулирования цен лишь рыночными механизмами.

И людям не легче

В связи с тем, что в стране были ликвидированы профсоюзы, пенсионный фонд и упрощен процесс увольнения, средний работник там практически бесправен. Условия работы нестабильные, рабочая сила стоит дешево, даже если сравнивать с государствами СНГ, не говоря уже о Европе.

В итоге 73% жителей страны считают себя незанятыми, из них 41% – безработными, а 25% – это пенсионеры, которые хотят устроиться на работу, так как на пенсию, не имея приработка, прожить очень сложно (данные исследования Национального демократического института, проведенного в начале 2011 г. в главных городах Грузии).

По официальной статистике, безработица составляет 17%, из них в Тбилиси – 29,6%. Эти цифры сильно занижены, поскольку более половины трудоспособного населения – самозанятые селяне.
Пенсионная реформа привела к тому, что каждый сам заботится о своей пенсии, отчисляя средства на будущую пенсию по желанию.

В 2009 г. Грузия вошла в десятку стран, граждане которых просили убежище за рубежом, и вышла на первое место по темпам роста этого показателя. Наиболее популярными направлениями для эмиграции являются Греция (легко попасть через Турцию), Польша (через Украину), а также Франция и Германия. Один из источников поступления средств в страну – переводы грузин, работающих в странах СНГ и ЕС. В 2008 г. через официальные каналы грузины отправили домой около $11 млн.

Реформа здравоохранения сделала всю медицину (за исключением оказания первой медицинской помощи) частной. Причем медстрахование на госуровень не выведено (государство оплачивает лечение только медработникам и работникам образования). Для обычного гражданина порой непосильной оказывается стационарное лечение или операция. Взятки среди медперсонала отсутствуют, зато теперь каждая услуга официально платная.

Использование грузинских реформ в Украине

Несмотря на всю неоднозначность грузинских реформ, многие уроки можно извлечь и для Украины.

Во-первых, большая часть населения доверяют президенту и полиции (около 80%). Реформа МВД действительно была проведена успешно, взятки практически искоренены, преступность минимальная.

Стоит ли провести подобную реформу в Украине – вопрос сложный, учитывая разницу в количестве населения и то, как повязаны между собой эшелоны власти. Не понятно, остановит ли высокая зарплата украинского милиционера от взятки, сработают ли у нас показательные судебные процессы.

Во-вторых, о Грузии в развитых странах заговорили как о перспективном партнере. После обнищания 1990-х, эмбарго России в 2006 г., войны в 2008-м такой имидж похож на чудо. И пусть пока это не совсем «экономическое чудо», а профессиональная работа PR-служб и государственной пропаганды. Естественно, при таких соседях, как у Грузии, даже «мини-Сингапуром» в ближайшее время не стать. У Сингапура под боком были Китай, Малайзия, Индонезия, Таиланд – бездонные рынки сбыта. Но есть большая надежда на переориентацию с продажи ресурсов (когда-то же они закончатся) на наукоемкие инновационные отрасли, создание технопарков, индустриализацию сельского хозяйства и т. д. На продвижение страны и привлечение туристов и инвесторов тратятся огромные ресурсы.

В-третьих, отмена ряда государственных учреждений, порождающих бюрократию, привела к облегчению процедур регистрации.

В-четвертых, налоговый кодекс был принят в Грузии позитивно, так как налоговое бремя для большинства представителей малого и среднего бизнеса уменьшилось, а для крупного – существенно сократилось и стало понятнее.

В-пятых, то, за что так упорно ругают режим Саакашвили, – это вложение денег в фасады, архитектурные памятники и дороги. С одной стороны, когда эти деньги получены в кредит, то необдуманно их тратить на «красоту», но с другой – это и есть часть европейского подхода.

1 июня парламент Грузии принял «Хартию свободы». По мнению авторов документа, он помешает российским спецслужбам активно действовать в Грузии, используя агентуру советской эпохи. Противники нового закона опасаются усиления влияния спецслужб и их контроля жизни простых граждан. Среди прочего, согласно закону на территории страны запрещается использование фашистской и коммунистической символики. Вводится запрет занимать государственные должности бывшим комсомольским и партийным работникам, а также лицам, сотрудничавшим с КГБ СССР.

Роль личности в истории и экономике

Главным идеологом грузинских реформ считается Каха Бендукидзе. Он сделал довольно успешную бизнес-карьеру в России, а в 2004 г. принял предложение Саакашвили стать министром экономики, получил грузинское гражданство. В 2009 г. ушел из правительства, но курс реформ, идеологом которого он был, в стране сохраняется.

Каха Бендукидзе (из выступления на конференции российской ВШЭ 23 мая 2011 г.): «Выбора у нас не было. Все глупые эксперименты уже были сделаны нашими предшественниками. Страна пыталась построить гибрид госкапитализма и военного коммунизма. Правительство, пришедшее к власти на волне «революции роз», получило мандат сделать так, чтобы в стране не было коррупции. Ну и роль личности в истории тут очевидна.
Основные пункты нашей реформы – борьба с коррупцией, воссоздание сектора госуслуг и реформирование экономики. Три составляющие реформирования экономики – ее открытие, дерегулирование и налоговая реформа. Мы в одностороннем порядке решили открыть наш рынок для товаров и услуг из развитых стран. Упростили все процедуры, стали больше полагаться на договор, чем на регулирование. Это касается и трудовых отношений, и кредитов. Ликвидировали квазинакопительную пенсионную систему, удалось реформировать медицину за счет частного страхования, реформировать трудовые отношения, систему высшего и среднего образования.

Государственное стимулирование спроса – это путь в никуда. Единственный путь – это когда государство не вмешивается в экономику и решения граждан.

Результат: мы получили 9% среднегодового роста ВВП за этот период. Если учесть блокады (со стороны России) и войны, то это неплохо».

Exit mobile version