Инновационность в современных условиях, кроме прочего, заключается в необходимости найти уже созданный удачный продукт и грамотно его повторить.
«Простой секрет моего успеха заключается в том, что я создал нечто новое, соединив воедино идеи и изобретения других людей».
Генри Форд
Kопирование как заимствование опыта – полезно и даже необходимо. Поймать свежий ветер идеи, адаптировать, обогатить и применить ее – вот один из возможных путей к успеху.
Но нужно отдавать себе отчет в том, что простое копирование, даже если оно удачное, – это всегда отставание. Хотя одновременно это и выигрыш во времени. Следовательно, такое копирование целесообразно на первом этапе, когда накапливается опыт, необходимый для того, чтобы, оттолкнувшись от старой идеи, идти дальше. Тех, кто эффективно развивает чужую идею, Питер Друкер назвал «творческими имитаторами», а Теодор Левит ввел термин «новаторское подражание».
Перевод дюймов в миллиметры
Стандартный способ приступить к творческой имитации – купить права на воспроизводство разработки (лицензию). Японские компании после 1945 г. покупали их до 1500 ежегодно. Во многом на лицензиях поднялась потом и промышленность Кореи. Главным мировым имитатором сейчас является Китай.
Эффективность копирования оценивают потребители
Границу между заимствованием бизнес-идей и воровством технологий определяет закон. Все незапрещенные им методы допустимы.
Но еще раз повторим – удачное заимствование всегда предполагает элемент творчества. В некоторых случаях этот элемент даже является обязательным. Например, в некоторых проектах велика виртуальная составляющая концепции. Так, можно скопировать оформление ресторана, стиль униформы персонала и идеи для меню. Но если в заведении не удастся создать соответствующую атмосферу, то даже 100%-е копирование материальных объектов не спасет его от провала. Причем решение об эффективности и правомерности копирования в данном случае будут принимать не юристы, а потребители.
Случаев удачного заимствования идей – не сосчитать. Например, Asus первой среди производителей ноутбуков разместила на их крышке дополнительный внешний экран, позаимствовав эту идею у производителей телефонов-«раскладушек». А Билл Гейтс увидел идею графического интерфейса своей Windows у операционной системы от Apple.
Слова об использовании передового западного опыта обладают магической силой, поэтому иногда компания может слегка пустить пыль в глаза. Пару лет назад российская компания «Эконика» заявила о запуске нового формата своих магазинов каскет, сказав, что он успешен на Западе. Но в нероссийской части Интернета в то время не было ни одного упоминания данного термина.
Российская компания «Роллтон» собирает идеи продуктов быстрого изготовления со всего мира, решает, какие из них будут востребованы местными потребителями, и запускает новые продукты. Аналогично строят свой бизнес «Руян» и некоторые другие компании, являющиеся лидерами в своих сегментах. «Си-про» подсмотрела идею каш быстрого приготовления (ТМ «Быстров») и запустила их на российском рынке, адаптировав рецептуры. О схожих случаях в украинской практике мы рассказываем в отдельных статьях данного спецпроекта.
Александр Кравцов, президент группы «Руян», в интервью российскому «Секрету фирмы» говорил: «Не важно, что мы думаем по поводу того, как может продаваться та или иная вещь. Важно иметь возможность посмотреть, как она уже где-то продается». Идеи для продуктов выискиваются ими по всему миру. Раньше производством в основном занимались сами. Сейчас если видят интересный товар, отправляют его в Китай своим партнерам для изучения возможности производства. Но бывали и проколы: если товар оказывался слишком простым, то вскоре его начинали производить многие. В качестве одного из элементов собственной защиты «Руян» развивает свой бренд, под которым и предлагает заимствованные товары. Ежегодно в сбор информации о новинках компания вкладывает около $1 млн. Сокращать затраты на начало производства новинки и ее продвижение компании позволяет обширная база компаний-производителей и дистрибьюторов. Она дает возможность формировать оптимальные производственные цепочки и сети продаж. Каждым проектом в компании занимается самостоятельная бизнес-единица. Ее руководителю устанавливается единственный плановый показатель – рост продаж.
«Большинство новых идей являются комбинацией старых идей».
Поль Слоян
Изучать можно всю модель
В 1970-х уже страны Запада обратили внимание на агрессивно быстро развивающуюся Японию и стали изучать ее опыт. В настоящее время в США, Японии и других странах программы бенчмаркинга развиваются при государственной поддержке. Там созданы бюро, предназначенные для поиска партнеров и обмена опытом. Считается, что их деятельность способствует развитию экономики страны в целом.
«При каких условиях может начаться экспорт украинских бизнес-идей?»
|