Ряды иностранных игроков, желающих зарабатывать в Украине посредством Интернета, пополняются.
В Украину с инновациями
Приход лидера рынка интернет-СМИ стран Балтии Delfi в Украину понятен и логичен. Для получения прибыли посредством Сети в нашей стране уже созданы более чем комфортные условия. За прошлый год рекламный рынок вырос на 57%, что почти в два раза превышает динамику роста российского (29%). Растут объемы и интернет-рекламы. В денежном выражении это составляет $6-8 млн. Среди стран, в которых на сегодняшний день возможна эффективная работа интернет-портала на русском языке, Украина – самая благоприятная. К тому же, по словам руководства компании Delfi, в Украине не настолько жесткие ментальные барьеры, какие могут встретиться, например, на Кавказе. Украинцев в Delfi считают дружелюбными, открытыми людьми, с которыми можно строить долгосрочный бизнес.
Годовой доход группы Delfi в 2006 г. достиг 6 млн. евро, а это почти половина общего балтийского рынка интернет-рекламы. Годовой рост продаж составляет около 30%.
В 1999 г., когда портал только начинал свою работу в Латвии, другого проекта в прибалтийской Паутине, который бы создавал свой контент исключительно для пользователей Интернета, не было. Тогда в Сети были только поисковики, каталоги и интернет-версии традиционных СМИ, поэтому название Delfi стала в Латвии практически синонимом слова «Интернет». В первые годы существования портала его читали 90% всех пользователей Сети в стране.
Естественно, долго удерживать такую долю аудитории практически невозможно, поэтому в дальнейшем было принято решение в основном ориентироваться на офисных сотрудников в возрасте 20-40 лет. Портал стал настоящим социальным феноменом для региона, поскольку первым позволил пользователям не просто читать новости, но и комментировать их. Таким образом у официального потока информации впервые появился некий неотредактированный и неотшлифованный фон.
Свой успех в балтийских странах учредители надеются закрепить и в Украине. По итогам 2007 г., новый ресурс планирует войти в первую десятку рейтинга bigmir.
Создание зоны комфорта
Эксперты выделяют три фактора успеха Delfi: тщательно разработанный интерфейс, строгая политика отбора контента, успешные механизмы и стратегии продаж. Подробнее об этом в эксклюзивном интервью«&» рассказал региональный директор компании Delfi Юрис Мендзиньш.
Изначально разработчики портала придали большое значение интерфейсу. В чем необходимость такого решения?
При запуске портала для разработки интерфейса действительно проведены тщательные психологические исследования, результаты которых были даже запатентованы. Я уверен, что это важно. Информацию о том, что в Украине у власти Ющенко, а в Латвии – Валдис Затлерс, знают и подают многие. Вопрос в том, какой эмоциональный фон предоставляется человеку, когда он об этом читает. Мы должны были создать для наших пользователей фон комфорта.
В чем особенность вашей политики отбора контента?
Во-первых, наша стратегия такова, что мы никогда не будем стремиться размещать100% всех новостей (при всей условности этой цифры). Я верю в правило Парето, которое гласит, что 20% усилий приносят 80% результата. Не хочу говорить, что 20%, возможно 30%, 50% или даже 80% правильно отобранных новостей покрывают потребности почти 99% аудитории. Есть ли в такой ситуации экономический смысл бороться за остальных пользователей, я не уверен. По такому принципу мы работаем в Балтии, так будем работать и в Украине.
Какова ваша стратегия подбора информации: новостей, обзоров, интервью, комментариев?
Мейнстрим. Портал не «желтый» и не впадает в глубокую аналитику. Это не специализированный источник, тем не менее нам важно, чтобы специалисты были вокруг нас и мы могли у них быстро покупать информацию или получать на других условиях. Если в определенном секторе экономики или политики что-то происходит, мы можем быстро найти эксперта, который предоставил бы нам сведения по теме. Одним словом, это общая информация, интересующая всех, которая способна дать полную картину того, что происходит в стране.
В чем особенности вашего стиля подачи информации? Есть ли принципиальная разница с офлайновыми изданиями?
Во-первых, я думаю, что в Интернете человек тратит меньше времени на оценку материала. А конкурент (в данном случае это может быть как другая статья, так и другое издание) – на расстоянии одного щелчка мышки. Пользователь сразу принимает решение, есть смысл это читать или нет, поэтому вся суть должна быть изложена коротко, ясно, точно – так, чтобы все было понятно. С этой точки зрения наш стиль близок к стилю новостных агентств, которые тоже никогда не пишут заголовки из двух слов и излагают информацию по принципу перевернутой пирамиды. Читатель может остановиться в любой момент, и ему все будет понятно. Это определенный сервис для пользователя. Что же касается таких жанров, как обзоры, комментарии, интервью, то единственное их отличие от подачи в оффлайне – объем. В Интернете никто не будет читать 15 тыс. знаков текста, поэтому мы придерживаемся правила, что статья должна быть не более двух тысяч знаков, интервью – не более пяти.
Какие механизмы продаж вы используете?
В самом начале, продавая рекламу, мы продвигали в медиаагентствах и у наших рекламодателей не Delfi, а Интернет как таковой. Объясняли, почему реклама в Сети – это хорошо. Есть ряд аргументов, которые не сняты с повестки дня даже сегодня. Во-первых, данная реклама достигает офисных сотрудников, на которых трудно повлиять с помощью какого-либо другого медиа в течение дня. Во-вторых, есть категория людей (в основном молодежь), которых трудно вообще чем-либо достать, кроме как Интернетом. И третий аргумент: любое новое медиа, которое уже имеет свою аудиторию, мало насыщено рекламой. Благодаря этому можно быть довольно хорошо услышанным. Такие аргументы мы предъявляли медиапланировщикам. Нашей целью было попасть в медиамикс вместе с традиционными средствами массовой информации. У нас это получилось.
Был еще один важный фактор: при общении с рекламистами мы не использовали так называемые хиты и хосты (очень популярные технические выражения для определения аудитории в Интернете). Мы говорили исключительно о живых людях. Нас поняли, и сейчас мы являемся органической частью медиарынка. К тому же говорим с медиаагентствами и нашими клиентами напрямую, не используем баннерные сети, поэтому каждый клиент точно знает, что он купил, каков объем его экспозиции и за какую аудиторию он заплатил. Результат налицо: у себя в регионе половину рынка интернет-рекламы в денежном выражении занимаем мы.
Чем вам не нравятся баннерные сети?
Мы действительно не практикуем и не продаем баннерные сети. Как я уже говорил, предоставляем своему клиенту возможность рекламировать себя для людей, которых мы можем как-то описать, и не оперируем анонимными наборами кликов. Нам ближе немного другой уровень сервиса. Мы стараемся быть не просто продавцами технических вещей, а маркетинговыми партнерами, как бы возвышенно это ни звучало.
Кроме рекламы, какими еще механизмами получения прибыли с помощью Интернета вы оперируете?
В Латвии мы развиваем также такие направления, как community-site, ряд услуг, которые оплачиваются с помощью sms-сообщений, предоставляем дисковое пространство для хранения фотографий, видеоматериалов и др. Кроме того, стоим на пороге нового направления в бизнесе. Возможно, скоро мы уже будем зарабатывать еще и на поставке контента для цифрового телевидения и мобильных телефонов. А почему бы в этих целях не использовать те самые порталы, которые сейчас уже работают.
Как вы считаете, каким образом интернет-СМИ должны регулироваться законодательством? Могут ли интернет-проекты приравниваться к другим видам СМИ?
Над разработкой законодательства мы много работали с правительством Латвии, но пока в нашей стране этот вопрос повис в воздухе. Сейчас Интернет к СМИ в Латвии не относится. В 2003 г. не без нашей инициативы появился законопроект, согласно которому Интернет причислялся к СМИ, но там были оговорки по поводу отличий в ответственности между интернет-редакциями и печатными изданиями. Одинаковые условия работы для них просто невозможны, поскольку любой интернет-проект состоит из двух частей: редакционная и так называемый user created content. Ни один владелец сервера не будет брать на себя ответственность за то, что внутри. По этому поводу в Интернете даже существует Декларация свободы. Но, к сожалению, разработанный законопроект не был принят, и мы опять оказались на той же стадии, с которой начинали. На данный момент по этому вопросу наша позиция такова: все, что разрешено в реальном мире, разрешено и в Интернете; все, что запрещено в реальном мире, запрещено и в Интернете. Поэтому если кто-то совершает преступление или оскорбляет кого-то в Сети, полиция иногда обращается к нам за IP-адресом, и мы его даем. Человека находят и наказывают. Например, за день до начала Евровидения в Латвии в 2003 г. в Интернете появился человек, который из-за национальных разборок обещал что-то там взорвать. Полиция обратилась к нам, мы дали IP-адрес, человека за два часа обнаружили и задержали. Каждый должен отвечать за то, что говорит.
Балтийская информированность |