Как показал опыт ТММ, чтобы получить высокую оценку инвесторов, компании не обязательно быть по-книжному идеальной. Главное – с учетом финансовых результатов убедить инвестора в движении к наилучшим стандартам деятельности.
Что уже сделано
Какой до выхода на биржу была структура финансовой службы ТММ?
Почти такой же, как и сегодня. Финансовая служба представляет собой единое подразделение с того момента, как мы провели реструктуризацию наших активов и создали единую строительную компанию ТММ, которая занимается девелопментом, строительством и обслуживанием домов. В общем виде эта компания осуществляет один большой процесс – берет проект и прорабатывает его (оценивает, составляет бизнес-план, прогнозы финансовой успешности и т. д.). Затем мы в отличие от классических девелоперов выступаем и генеральным подрядчиком (строим, нанимая субподрядчиков только в специфических случаях) и, как правило, организацией, борющейся за эксплуатацию объекта.
Какова специфика внутренней организации единой финансовой службы?
Все функции сведены в едином подразделении под руководством финансового директора. Мне подчиняется главный бухгалтер, в зоне ответственности которого находятся все процессы, связанные с ведением учета по национальным стандартам. В подчинении главного бухгалтера – бухгалтерия, в которой работают около 20 человек. Мы используем функциональное разделение внутри учетной службы: один человек занимается учетом движения денежных средств, другой – только платежами, третий – списанием материалов и работ по данным строительным площадкам и т. д.
Все вопросы, связанные с бюджетным процессом, курируются заместителем финансового директора по бюджетированию (собственно, это единственный сотрудник финансовой службы, который занят в бюджетировании. В основном все делают подразделения). Кроме того, в структуре финансовой службы есть IR-менеджер, в котором до IPO у нас необходимости не было. Один сотрудник занят составлением отчетности по международным стандартам (в структуре финансовой службы он также появился после IPO. Первоначально международная отчетность была подготовлена на условиях аутсорсинга. – Прим. ред.). Думаю, в ближайшее время для трансформации украинской отчетности и ее консолидации по международным стандартам нам не придется больше расширять штат. В целом увеличение количества работников какого-либо функционального направления связано только с объемом работы.
В связи с первым составлением международной отчетности компания имела очень интересный опыт ее создания внешними силами. В чем главные уроки?
Мы работали с компанией KPMG. Главный урок: работа в данном формате требует полной открытости. Работу аудиторов по составлению международной отчетности (а нам требовалось составить отчетность как по GAAP, так и по IFRS) кратко можно было бы сформулировать так: трансформировать украинскую отчетность в международную. Чтобы это сделать, нужно отразить суть транзакций, включенных в отчетность, для чего необходимо иметь полную ясность относительно каждой из них. Поэтому наши аудиторы имели полный доступ в систему, в том числе бухгалтерской, управленческой, оперативной ее части. Это позволило им получать расшифровку всей нашей отчетности по украинским стандартам и, часто сверяясь с первичными документами, выявить суть каждой операции. Работы, конечно, было много, и неоднократно в нашем офисе работали до 10 аудиторов по разным направлениям.
Каким образом в учетной службе организовано движение первичной информации об операциях?
А что происходит с информацией о расходовании товарно-материальных ценностей, об оказании компании услуг?
Такая информация также практически всегда имеет документальное подтверждение (внутренними или внешними документами). Документы передаются в бухгалтерию за подписью материально ответственного работника. Здесь и есть ресурс для ускорения процесса. Сегодня такой сотрудник должен доставить этот документ в бухгалтерию, а можно организовать ввод данных непосредственно в месте расхода. Это будет ускорением, сокращением количества ошибок (за счет уменьшения передач информации) и сокращением загрузки для бухгалтерии.
Насколько это возможно для строительной отрасли?
Будущее снова за изменениями
Компанию не удовлетворяет существующая информационная система. Какие здесь планируются изменения?
Многое в организации информационного пространства компании и сегодня налажено хорошо. Во-первых, централизованное хранение данных. Существующая архитектура корпоративной сети предусматривает единое место хранения. И даже центральный офис работает с помощью терминальных подключений (нет репликации данных, отсутствуют различные базы данных. – Прим. ред.). Это для нас очень важно, поскольку уже сегодня компания работает в четырех городах. Во-вторых, записи управленческого учета сейчас автоматически формируются из бухгалтерского (это было сложно настраивать, но зато стало намного легче работать и допускать меньше ошибок). Есть и другие достижения. Правда, мы используем систему «Галактика», с которой работаем с 1998 года, и она нас уже не удовлетворяет, поскольку, в принципе, не адаптирована под строительный бизнес, и производитель в этом направлении программу не развивает. На практике это означает, что мы в рамках существующей системы не можем охватить весь спектр хозяйственных операций. Часть управленческого учета (сметы, планы, проекты) нужно вести отдельно. На сегодняшний день мы нашли систему от компании IFS, которая нам подходит.
Что именно компания планирует улучшить с помощью новой системы?
Существует ли в компании служба внутреннего контроля или аудита?
Следующий этап контроля – со стороны финансового директора. Это проверка подготовленной отчетности (здесь скорее речь идет уже о камеральной проверке. – Прим. ред.). Иная ситуация с управленческим учетом. Часть данных для него берется из бухгалтерского учета, часть является допущениями. Например, в управленческом учете мы сделали допущение, что поступившие от инвестора денежные средства считаются выручкой (в бухгалтерском – доход будет учтен одновременно с фактом продажи). Далее, сделаны допущения, что себестоимость 1 кв. м равняется определенной расчетной сумме. Отсюда предполагается определенная прибыль от операции с инвестором, и контроль этих показателей лежит в плоскости сравнения отклонений фактических и плановых результатов.
Что еще нужно компании, чтобы продолжить улучшения?