В развитии агентских продаж страховщики уделяют особое внимание подбору и обучению кадров. Но чтобы этот труд не пропал зря и агента не перехватил конкурент, они постоянно совершенствуют и мотивационную политику.
Кого привлекают
Условно клиентов страховых компаний можно поделить на две категории. Одни страхуются в определенной страховой компании, другие – у определенного агента. «С первой категорией все предельно просто, независимо от смены места работы агента клиент остается с прежней страховой компанией. Другую категорию удержать крайне сложно. Поэтому для ее удержания нужно удерживать самого агента», – отмечает Ярослав Кырылив, начальник управления маркетинга и рекламы страховой компании «Украинская страховая группа». Несмотря на подобные перспективы, интерес страховой компании заключается в том, чтобы ее агент очень плотно курировал своих клиентов, выстраивал с ними долгосрочные отношения. В частности, оказывал сервис после продажи полиса: поздравлял клиента с днем рождения или другими важными для него праздниками, предлагал иные виды страховой защиты. Таким образом клиент получает полный сервис, а компания и агент – постоянного клиента. Настаивая на подобном взаимодействии между агентом и клиентом, страховая компания тем самым способствует формированию эмоциональной связи агентов с покупателями. Как раз за счет этого при смене агентом компании его клиенты уходят вместе с ним. «На сегодня в Украине агенты больше нацелены на продажи новых полисов, нежели на работу с теми, кому их уже продали. Но ситуация меняется. В Украине становится все больше агентов, начинающих понимать, что, сопровождая клиентов, можно зарабатывать гораздо больше на доверительных отношениях и рекомендациях, которые благодарный клиент предоставит своему агенту», – рассказывает Роман Дэнис, национальный менеджер GRAWE Group в Украине. В связи с этим возникает вопрос об удержании агентов через развитие мотивации.
Материальная мотивация
Помимо традиционных комиссионных, некоторые компании начали внедрять дополнительные бонусы по результатам квартала или года. В компании «ПРОВИДНА» бонусы выплачиваются за выполнение квартальных показателей по сбору страховых платежей, кроме того, по итогам квартала может быть повышена категория агента, что, безусловно, положительно отразится на размере комиссионного вознаграждения. В «ПРОСТО-страховании» выплачивают как по квартальным, так и по годовым результатам. «В материальном стимулировании основное правило – прозрачность и честность. Каждый агент четко должен знать: чем больше он делает, тем больше зарабатывает. К примеру, по итогам работы за 2006 г. есть агенты, дополнительно получившие до $5 тыс. каждый», – отмечает Павел Фурсевич. В компании «ПРОВИДНА», кроме собственно комиссионных, дополнительно введено вознаграждение в размере 130 грн. за каждые 10 проданных полисов (опытные агенты могут продавать до 140 полисов в месяц). Также в компании не забывают о начинающих агентах. В целях их материального поддержания в первые три месяца работы выплачивается эксклюзивное вознаграждение в 100 грн., предназначенное для оплаты проезда, если агент продает по три полиса в месяц. Хотя, по словам экспертов, продажи начинающего агента колеблются в пределах шести-восьми полисов в месяц (схожие результаты у компаний «ПРОВИДНА», «ПРОСТО-страхование», «НОВА»), более высокие показатели у «ИНГО Украина» – 15 полисов.
Не только монетой звонкой
ПривЯзать агента к компании исклюЧительно материальными стимулами – идея малоперспективная, отмечают эксперты. «Агент воспринимает компанию исключительно как «место, где платят деньги». Такого работника запросто можно переманить большей на несколько процентов комиссией», – считает Ярослав Кырылив. Поэтому страховщики заботятся и о развитии нематериальной составляющей мотивации. Среди наиболее популярных методов повышения лояльности страховых агентов по отношению к компании – конкурсы и соревнования среди агентов, встречи с ними, празднования общих праздников, семинары. Также широко практикуются всевозможные награды за лучшие результаты работы. В компании «ИНГО Украина» в систему лояльности входят и такие поощрения, как, например, поездка агентов по городам Украины. В «ПРОСТО-страховании» агентам за достижение определенных показателей дарят электронику – от цифрового фотоаппарата до ноутбука. Еще одним ноу-хау компании «ПРОСТО-страхование» в мотивации и поддержании духа соревнования среди агентов является вручение премий в различных номинациях: «Лучший агент года», «Лучший центр продаж», «Лучший филиал» и других, успешно практикующихся уже три года. В нынешнем году открыли даже «Аллею звезд» с именами лучших агентов.
«Весьма интересен в вопросе нематериальной мотивации опыт Австрии, где, кроме прочего, компаниями практикуется присвоение сотрудникам титулов. Присваивают их не только агентам, но даже штатным сотрудникам. Как правило, это зависит от срока работы и результатов», – делится опытом Роман Дэнис.
Изюминка нематериальной мотивации – открытость некоторых компаний для профессионального и карьерного роста своих агентов, причем «траекторию» карьерного роста агент может выбирать самостоятельно. В «ИНГО Украина» агент уже на этапе прохождения обучения имеет возможность выбрать, кем он хочет быть: свободным агентом, менеджером-наставником (учить других агентов) или работать в агентстве компании. У агентов страховой компании ALICO AIG Life также есть выбор – стать юнит-менеджером или консультантом. Наиболее успешным агентам «ПРОСТО-страхование» и «ИНГО Украина» открывают агентства (центры продаж) с небольшим штатом сотрудников. В «ПРОСТО-страховании» агенты (для них открывают центр продаж) могут даже выбирать месторасположение своего офиса. Тем самым компании убивают двух зайцев, во-первых, формируют хорошие нематериальные стимулы для удержания агентов, а во-вторых, взращивают собственные кадры, знающие и владеющие процессом изнутри, поскольку сотрудники проходят весь путь – от агента до руководителя.
Осечка в мотивации
Но Что делать, если агент все же принял решение о смене страховой компании и постепенно уводит своих клиентов от бывшего работодателя? В таком случае задача компании сводится к удержанию клиентов. На первом плане оказывается развитие системы клиентской лояльности и качественное выполнение своих обязательств. «Если в компании выстроена качественная система оказания страховой услуги в виде комплекса постоянных мотивационных мероприятий для клиента – системы бонусов, партнерских дисконтных клубов, сервисных технологий, лояльно урегулируются страховые события – клиент никогда не покинет ее. Компания может привязать к себе клиента на долгие годы вне зависимости от поведения страхового агента», – полагает Наталья Резник, начальник центра обучения управления агентских продаж страховой компании «НОВА». В компании «ИНГО Украина» случаи ухода клиентов вместе с агентами пытаются предотвратить путем постоянного мониторинга клиентской базы. «Если по какому-либо агенту начинают сокращаться объемы продаж, для компании это первый сигнал к началу анализа ситуации. Начинаем со звонка клиентам, получения обратной связи о качестве обслуживания, степени удовлетворенности работой со страховой компанией в целом и страховым агентом в частности. Тем самым компания получает от клиентов оценку деятельности, в том числе агентской, что дает возможность своевременного регулирования процессов эффективных взаимоотношений клиента, агента и страховой компани», – резюмирует Наталия Невядомская.