Если у человека есть возможности, талант, то он обязан их реализовывать и применять. Чем бы он не занимался.
Вы считаете, что ваша жизнь протекает удачно именно потому, что умели пользоваться предоставлявшимися шансами?
Да.
А были ли такие шансы, которыми вы не воспользовались и жалеете об этом?
Я вообще никогда не жалею. Какой смысл в этом? Все равно же обратного пути нет. Были, конечно, разные шансы. И замечательно, когда есть из чего выбирать. Но жалеть – нет, я не жалею.
Вы вообще склонны к рефлексии, анализу своих поступков?
Иногда я это делаю. Все мы совершаем ошибки. Может, они для того и нужны, чтобы было на чем учиться. А для того чтобы учиться, надо понять, что я сделала не так. Но больше люблю думать о будущем. Хотя, чтобы хорошо спланировать его, надо понять прошлое.
В свое время вам, 23-летней девушке без опыта самостоятельной работы, доверили серьезную должность. А вы могли бы поступить так же по отношению к такому же молодому человеку?
Думаю, могла бы. Конечно, в зависимости от конкретного случая, но если я чувствую, что человек сможет, то стараюсь дать ему такой шанс. Дальше все зависит от него.
При этом для меня важно, чтобы человек рассматривал свою работу как возможность чего-то добиться, а не просто отбыть «от» и «до». Он должен ставить перед собой даже более серьезные цели, чем ему определило руководство, и поступать на своем рабочем месте как предприниматель. Причем наличие такой предпринимательской жилки важно не только, скажем, для маркетологов, но и для инженеров. Иначе даже если это очень хорошие специалисты в своей сфере, но они так и останутся практически на том же месте, где начали работать.
Вы сказали, что успешный менеджер должен обладать чертами предпринимателя. А можете представить себя хозяйкой собственного бизнеса?
Могу. У меня даже есть свой бизнес в Австрии. Это один из шансов, которым я пока не воспользовалась, поскольку у меня сейчас иной путь. Вот почему этот бизнес «спит». По направлению он близок к тому, чем я сегодня занимаюсь. Профессионально знаю свою отрасль, даже люблю ее. Сейчас я сфокусирована на том, чем занимаюсь, поэтому мне трудно представить себя в ином качестве. Но я ничего не исключаю. Доверяю своей судьбе и верю, что сделаю правильный выбор, если ситуация изменится.
Под отраслью я имею в виду инжиниринг, сооружение промышленных установок, реализацию производственных проектов. В этом всем много креативности, созидания чего-то нового. Видишь, что ты положительно меняешь то, что тебя окружает. Именно это очень приятно.
Все реализованные проекты мне дороги. Но если говорить об эмоциональной привязанности, то она наибольшая в отношении тех, где я была еще не директором, а менеджером проекта. Например, оборудование табачной фабрики «Филип Моррис» в Казахстане. Там я много делала сама, вложила душу.
Создается впечатление, что все у вас в жизни складывается удачно и гладко. Приоткройтесь, ведь были же неудачи?
Конечно, не бывает без них. Это естественно. Были проекты, которые с коммерческой точки зрения не так хорошо заканчивались, как хотелось бы. Какой-то контракт не выигрывали. Но провалов не было.
С самого начала у меня всегда было и есть много энергии для работы. В первые годы я думала, что и другие люди «автоматически» должны последовать за мной. Была недостаточно терпелива в работе со своими сотрудниками. Сейчас я понимаю, что лучше людям дать возможность самим тоже до чего-то дойти. И это совсем другое дело, когда команда нужный вывод сделает как бы сама, а потом будет работать над достижением цели, которую люди сами себе поставили. Если я сама сформулирую задачу, это может быть в 100 раз быстрее. Но менее эффективно с точки зрения получения конечного результата. Поэтому я лучше потерплю. Ну, скажем, постараюсь… (улыбается).
Такое терпение, кроме воспитания команды, иногда приносит и другую выгоду. Например, начиная обсуждение какого-либо вопроса, я знаю, какое решение мне хотелось бы принять. Но выслушивая всех, я иногда получаю дополнительную информацию, которая заставляет меня изменить, казалось бы, уже готовое решение.
Ваш приход на должность руководителя Siemens в Украине совпал с серией корпоративных скандалов, с обвинениями высшего руководства концерна в коррупционных действиях. Не секрет, что в подобных ситуациях на всех руководителей компании падает некая тень, сказывающаяся на отношениях с заказчиками. Вы ощущали на себе такое?
Пока нет. Думаю, это связано с тем, что корпорация открыто признала наличие проблем и комплексно реагирует на ситуацию. Сама начала развернутое расследование по разным странам, включая Украину. Проводятся различные аудиты, мы их всячески приветствуем, хотя это все, конечно, отвлекает от работы. Но нужно завершить начатое, чтобы имидж Siemens опять полностью отвечал тем огромным возможностям, которые мы имеем по всем направлениям.
Что сейчас вас мотивирует как руководителя?
Украина – хорошая страна, очень интересный рынок, который мы, по-моему, еще не до конца охватываем. Я воспринимаю эту ситуацию на рынке как некий личный вызов.
И кому вы хотите что-то доказать? Не руководству своей же компании?
В определенной мере признание важно для каждого человека. Я, наверное, не смогла бы существовать вне мира, осознавать, что меня не признают ни сотрудники, ни коллеги. Но это, по-моему, только искра, о которой мы вначале говорили. То, чего я ожидаю увидеть и в сотрудниках. Если я что-то делаю, то хочу делать хорошо, а если получится, то очень хорошо. Меня, наверное, мама так воспитывала. Это какой-то принцип жизни. Есть возможности, есть талант – значит, ты обязан их реализовывать и применять.
Русский поэт Марина Цветаева написала: «Как часто вся награда за труды – сознанье выполненного долга»…
Да, типа того. Только «долг» не совсем то слово. Я скорее сказала бы: сознание используемого шанса.
А случается вам еще совершать открытия внутри самой себя?
Бывает. В новых ситуациях. Например, еще до того, как я переехала в Украину, когда моя бывшая фирма влилась в Siemens, провели в горах мероприятие по тимбилдингу для руководителей. Я никогда не думала, что смогу лазить по скалам. Люблю спорт, но в нем я совсем не азартна, как это ни странно. Например, в теннисе мне все равно, выигрываю я или проигрываю. В горах же я настолько была увлечена процессом подъема, что только наверху поняла, куда забралась. И очень удивилась себе.
Есть ли карьерные предложения, от которых вы наверняка откажетесь?
Да. Если они связаны с необходимостью переезда в Москву. А такие я все время получаю. Я долго жила в этом городе, но сейчас он мне не нравится. Он к людям очень недружественный. Киев в этом отношении пока другой. Тем более что здесь я живу в доме с садом. Если же в Москве жить в таком доме, то придется на дорогу тратить несколько часов. В городской квартире мы жить больше не хотим.
Какой из периодов своей жизни вы назвали бы самым сложным?
Это связано с личной жизнью, когда наша старшая дочь была в переходном возрасте. В бизнесе всегда есть сложности. «Через тернии к звездам». У меня часто такие сложности закачивались победами. Поэтому плохое быстро забывается.
Я думаю, удача сопутствует вам еще и потому, что у вас такое отношение ко всему этому – спокойное.
Может быть. Но скорее потому, что мне повезло с теми командами, с которыми я работала. Есть такая немецкая поговорка «Удача добавляется к удаче». И это понятно, потому что туда, где удачно работают, приходят новые хорошие люди.
Что вам помогает понимать людей?
Я не уверена, что всегда их понимаю. Это непросто, нужно время для общения, а его всегда не хватает. Но разговор – лучший инструмент для понимания. Разговор в офисе или вне его. Я охотно приглашаю домой своих самых близких сотрудников. В Siemens так принято, чтобы руководители фирм, директора департаментов тесно общались друг с другом. Уверена, что нельзя работать с людьми, не понимая, чем они живут, что их вдохновляет.
Что питает ваш оптимизм?
Не знаю. Если предположить, то, во-первых, я верю в человека. Во-вторых, верю в то, что есть великий план для этого мира, и в то, что он хороший, но каждый в него должен внести свой вклад. В-третьих, как вы уже заметили, я философски отношусь к неудачам, поскольку не будь их, как бы мы поняли, что такое счастье?
Что вы делаете, когда хотите отдохнуть?
С тех пор как у меня родились дети, я отдыхаю играя с ними. Помимо того, времени хватает только иногда на чтение и отдых в саду. К пляжному отдыху отношусь без энтузиазма. Конечно, мы ездим на море, но только ради детей.
Лет через десять где бы вы хотели оказаться?
В Австрии, конечно. Чем буду заниматься, не скажу, не знаю. Но хочу, чтобы дети там выросли.
Магистр философии с инжиниринговым уклоном «Сименс Украина» – 100%-е дочернее предприятие концерна Siemens. Является одним из ведущих поставщиков продукции, услуг и комплексных решений для энергетики, транспорта, промышленной автоматизации, медицины. Основано в 1997 г. (с 1992 по 1997 гг. действовало в статусе представительства концерна). Центральный офис компании находится в Киеве. Филиалы – в Донецке, Львове и Одессе. Штат – 365 человек. Оборот в 2006 г. – 495,7 млн. грн., чистая прибыль – 70 млн. грн. |