Реагируя на «возмужание» рынка, автопроизводители начинают официальные поставки в Украину своих популярных люксовых моделей.
Японские автопроизводители еще с 1960-х гг. пытались закрепиться на крупнейшем в мире автомобильном рынке – США. Но успех к ним пришел только в конце 1970-х, когда сначала топливный кризис, а потом и экономический спад заставили американцев обратить внимание на экономичные и недорогие японские автомобили. Однако к концу 1980-х ситуация стала меняться: с одной стороны, улучшилось положение в экономике, поэтому фактор цены стал менее актуальным, с другой – появилась значительная категория потребителей, предпочтения которых сместились от утилитарности к высоким мощностям и получению удовольствия от машины.
Реагировала на эти тенденции «большая тройка» японцев Toyota, Nissan и Honda практически одинаково и одновременно. В 1989 г. американскому рынку были представлены автомобили новых марок: Lexus, Infiniti и Acura (принадлежащие соответственно Toyota, Nissan и Honda). Пойти на создание новых марок компанию заставила простая логика – потребители усвоили, что японские бренды – это качественные, но относительно простые и недорогие автомобили. Выводить под этими же марками автомобили люкс-класса означало бы обречь их на глубокое потребительское недоверие. Но если модели Acura – это обычно престижные модификации моделей Honda, то в ряду Lexus и Infiniti есть и совершенно оригинальные разработки.
С моделями всех трех марок украинские потребители знакомы уже давно, благодаря «серым» поставкам. Lexus и Infiniti в премиальном сегменте составляют достойную конкуренцию Mercedes и BMW. Но только в этом году и Toyota, и Nissan объявили о начале официальных продаж своих люксовых брендов в Украине. Причем сделали это опять одновременно – 18 мая на киевском автосалоне Kiev Automotive Show. И если у Lexus пока дальше анонса дело не пошло, то «Нисан Мотор Украина» готова открыть уже в октябре в столице первый фирменный салон Infiniti.
Дорога к совершенству Infinity – в переводе с английского означает бесконечность, безграничность. Нескончаемая дорога к совершенству во всем. Именно уходящая в даль дорога изображена в логотипе марки. Хотя когда говорят, что логотип напоминает силуэт горы Фудзияма, символа Японии, в компании не возражают.
Первоначально в логотипе планировали использовать один из символов бесконечности – ленту Мебиуса, но в логотипе она смотрелась невыразительно. Да и слово «Infinity» в качестве торговой марки выглядело как-то негармонично. Легкое нарушение орфографии – и появилось более выразительное «Infiniti».
Карлос Товарес, исполнительный вице-президент Nissan по корпоративной стратегии и товарному планированию, как-то отвечая на пресс-конференции на вопрос об отличиях Infiniti от конкурентов, набросал на листке бумаги схему: четырехугольник. В левом верхнем углу разместились BMW с характеристикой «непревзойденная управляемость». В левом нижнем – Mercedes-Benz как синоним престижа. Справа внизу – Lexus, как символ продуманности и «человечности». Ну а у Infiniti осталось место справа вверху, они – «дружелюбные, но не изолированные от водителя и доставляющие удовольствие от управления, высокотехнологичные, но рациональные, шикарные, но не чопорные».
В логотипе Infinity изображена бесконечная дорога к совершенству
Первым автомобилем марки Infiniti стал бизнес-седан Q45, представленный на Детройтском автосалоне в январе 1989 г. Запуску марки сопутствовала курьезно известная рекламная кампания, использовавшая образы дорог, вьющихся среди деревьев и гор. Машины в кадре вообще не появлялись. По замыслу, это должно было навевать дзен-атмосферу на будущих покупателей, но на деле привело к шуткам о том, что Infiniti торгует горами и деревьями.
Машина оказалась совсем нешуточной, поэтому сразу оказалась в центре внимания прессы и специалистов благодаря сочетанию мощности, роскоши и инновационного стиля. У Q45 не было двойника в линейке моделей Nissan. Позже модельный ряд Infiniti значительно расширился. В нем появились купе, спортивные и просто седаны, внедорожники, кроссоверы.
Глобализация продаж Трудности, с которыми столкнулась Nissan в начале 2000-х гг., не миновали и ее подразделение Infiniti. Под руководством Карлоса Гона, пришедшего к руководству компанией, был разработан план Value-Up, направленный на исправление ситуации. В его рамках с 2004 г. начата реализация стратегии глобализации бренда Infiniti (до этого официальные продажи велись только в США и Канаде). В 2005 г. продажи начаты на Ближнем Востоке, в Корее и на Тайване. В 2006 г. – в России, с 2007 г. – в Украине и Китае. В следующем году легальные Infiniti появятся в Западной Европе.
Отвечая на вопрос газеты «Ведомости», почему движение в Европу начато с России, Карлос Гон, президент Nissan, сказал: «Мы увидели, что рынок России готов к восприятию нашего люксового бренда. Я был поражен, увидев, сколько Infiniti FX разъезжает по Москве. Мне кажется, что у российских покупателей есть вкус и жажда нового, они независимы, незашорены и готовы к восприятию новых экзотических автомобилей, которые непохожи на остальные». Если бы он побывал в Украине, то наверняка то же самое сказал бы и о нашей стране. На киевских улицах автомобили Infiniti уже встречаются достаточно часто. А после начала официальных продаж Nissan рассчитывает существенно увеличить их количество – минимум на 800 за первый год.
«Мы не гонимся за высокими показателями продаж»
Фумияки Имамура, генеральный директор «Ниссан Мотор Украина».
Каковы основные атрибуты бренда Infiniti? Он опирается на три вещи: уникальный дизайн, мощность и высокая технологичность всей конструкции. Ставка на эти качества была сделана с самого начала и со временем не менялась, но изменения, безусловно, происходили и постоянно происходят внутри каждой характеристики. Так как меняются потребительские предпочтения в дизайне, появляются новые технологии и устройства. Однако и здесь есть незыблемые вещи. Так, дизайн всегда по-хорошему агрессивен, технологии – самые современные, а мощность – наибольшая, сейчас наименьший объем устанавливаемого в Infiniti двигателя составляет 3,5 л. Мы не гонимся за высокими показателями продаж. Поэтому у нас есть возможность наделять автомобили такими качествами и характеристиками, которые делают их уникальными.
Украинский рынок с Infiniti познакомили «серые» дилеры. Вы им благодарны за это? Нет, конечно. Прежде всего потому, что работа в сегменте автомобилей люкс – это не только продажа, но еще и высокий уровень сервиса, предоставляемого клиентам. «Серые» дилеры поставляли в Украину автомобили, предназначенные для других рынков, поэтому в их конструкции и комплектации не учитываются особенности эксплуатации в украинских условиях. Мы же будем поставлять уже адаптированные автомобили. Это обычная практика для официального поставщика. Например, когда модель Nissan Murano выводилась на украинский рынок, в нее было внесено около 300 изменений. В результате подобных модификаций официально поставляемые автомобили полностью соответствуют требованиям украинской системы сертификации. Как подобные сертификаты на автомобили получают «серые» дилеры, я не знаю. Мы будем поэтапно реализовывать зонтичную программу Total Ownership Experience, которая призвана упростить для клиента все процессы: начиная от покупки автомобиля и закачивая его обслуживанием при эксплуатации. Но она распространяется только на участников официальной сбытовой сети и приобретенные у них автомобили.
Как будут организованы продвижение и продажи автомобилей? В октябре в Киеве откроется первый в стране официальный концептуальный дилерский центр Infiniti. Продажами будут заниматься наши дилеры. Планируется продавать около 800 автомобилей в год. Но при этом у нас нет ограничений по количеству автомобилей, которые мы можем поставить в Украину. Первоначально модельный ряд будет представлен спортивными седанами G, кроссоверами FX и бизнес-седанами M. К концу года появится новинка – внедорожник QX56. В 2008 г. начнутся поставки абсолютной новинки – кроссовера ЕХ и второго поколения спортивного купе G37. Бренд Infiniti имеет единую стратегию продвижения во всем мире. Многие ее элементы являются уникальными в мировом масштабе. С некоторыми из них мы познакомили украинских потребителей уже в мае на автосалоне, когда объявили о выводе бренда на рынок. Сейчас уже работает его украинский сайт. Наш отдел маркетинга налаживает работу CRM-системы, которая будет охватывать всю страну. Мы начали активную кампанию маркетинговой коммуникации, благодаря которой потребители должны лучше узнать бренд и понять, в чем его уникальность.