Site icon Companion UA

Какая из отраслей украинской экономики сегодня наиболее нуждается в протекционизме государства?

Виктор Капустин, заместитель председателя Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности:

– Любая отрасль стремится защитить себя. На мой взгляд, наименее защищенная отрасль сегодня – машиностроение, которое по многим показателям неконкурентоспособно. Поэтому именно оно нуждается в протекционистских защитных мерах.

А наиболее защищенной является металлургическая отрасль. Металлургию сейчас опекают очень плотно, и дополнительной опеки ей не требуется. Понятно, что это одна из самых экспортоориентированных отраслей, которая приносит Украине большие прибыли по экспортной продукции. Это очень важно для торгового и валютного баланса страны, а также поддержки курса национальной валюты. Потому нет ничего удивительного, что данной отрасли всегда уделялось большое внимание со стороны правительства – как одной из базовых в Украине. Но необходимо учитывать и то, что металлурги имеют мощное лобби в Верховной Раде и в правительстве. Соответственно правительство будет прислушиваться к запросам металлургов. Но давайте допустим, что два года металлургия просуществует в тепличных условиях, а потом ведь все равно придется отменять льготы и это, вероятнее всего, ударит по отрасли. Объективно сегодняшний протекционизм по отношению к металлургии может привести отрасль к застою. Возможно, уже довольно скоро возникнет проблема, связанная с пошлинами на экспорт металлолома. И через определенное время мы опять услышим жалобы, что нет сырья и т. п.

Олег Соскин, директор Института трансформации общества:

– Я считаю, что в Украине слишком велика роль вмешательства государства в экономические процессы. И мы видим негативные последствия такого вмешательства в ценовые пропорции.

Сегодня правительство непосредственно вмешивается в деятельность промышленных и отраслевых комплексов. Одним из таких примеров является прямое вмешательство в металлургическую отрасль. Любой протекционизм очень опасен. А мы видим, что правительство сейчас составляет протекцию металлургической отрасли, которая и так по сути – частная отрасль, где господствует частный капитал финансово-корпоративных групп, находящихся под контролем у некоторых украинских олигархов.

Фактически правительство конкретно поддерживает финансово-промышленные корпоративные группы. А этого делать категорически нельзя. Вместе с тем до 80% металлургической продукции идет на экспорт, и возврат НДС тут естественен.

Если говорить о здоровом протекционизме, о том, чтобы ускорить развитие какой-либо отрасли, определяющей развитие научно-технического прогресса, то тогда Украине, конечно, надо посмотреть в сторону авиапромышленности, на развитие компьютерных систем и других, связанных с наукоемкими технологиями. Именно они будут определять экономический потенциал страны.

Владимир Сиденко, директор экономических программ Украинского центра им. А. Разумкова:

– Полагаю, что государственный протекционизм только консервирует ситуацию, а не решает проблем в той или иной отрасли. У нас есть проблемные отрасли – это угольная промышленность, отчасти металлургия, которые нуждаются в предсказуемом законодательстве, нормально развитой инфраструктуре для рыночной деятельности, в цивилизованном экономическом регулировании со стороны государства. А не так, чтобы государство занималось распределением госбюджета в пользу тех или иных бизнес-групп, контролирующих соответствующие отрасли.

Виталий Плотников, д. э. н., профессор, заведующий отделом международных валютно-финансовых отношений Института мировой экономики и международных отношений:

– Я считаю, что в протекционизме нет ничего плохого. Что касается реальных отраслей, которые нуждаются в протекционизме государства, – это, скорее, тех отраслей, которые позволили бы работать на будущее экономики Украины. Это наукоемкие отрасли, позволяющие внедрить новые технологии, а именно те, которые связаны с научно-техническим прогрессом. И в будущем они дадут государству резкий экономический рост. Относительно протекционизма сиюминутного или ситуативного, в принципе, нормальным является протекционизм отраслей, работающих на экспорт и дающих государству высокий удельный вес ВВП.

Ильдар Газизуллин, экономист Международного центра перспективных исследований:

– Почти все без исключения отрасли промышленности в Украине находятся под протекцией государства. Я считаю, что для достижения конкурентоспособности все отрасли отечественной промышленности, кроме естественных монополий (например, распределения электроэнергии), должны быть постепенно избавлены от льгот, субсидий и различных защитных пошлин. Ввиду ожидаемой интеграции Украины в ВТО методы развития промышленности со стороны государства постепенно должны принимать менее явные и более эффективные формы, чем простая отмена НДС.

Справедливости ради следует отметить некоторые положительные достижения протекционистской политики в Украине. Ведь отечественное автомобилестроение и судостроение развиваются отчасти благодаря государственной поддержке (реструктуризации долгов, отмене пошлин на землю и т. д.). В свою очередь улучшение финансового положения металлургической промышленности в первом полугодии 2003 г. привело к повышению инвестиционного спроса, в том числе и на украинское оборудование. Но протекционизм может быть полезен в основном на начальном этапе, чтобы дать толчок для развития отрасли.

Борис Беспалый, народный депутат Украины:

– Если взять в совокупности все протекционистские инициативы правительства, то можно исходить из того, что оно занимается политическим лоббированием. А если взять такую отрасль, как металлургия, где представлены интересы политико-экономических групп г-на Пинчука и других олигархов, то это никоим образом не связано с национальными интересами Украины. Тут присутствуют только клановые потребности. Вспомните, как уничтожали производство компакт-дисков в Украине только во имя того, чтобы получить квоты на поставку стальных труб. Это адресный лоббизм и поддержка того же В. Пинчука. Я считаю, что прежде всего политикой протекционизма в Украине надо защищать аграрный сектор, т. е. сельхозпроизводителя, как это делается во многих странах мира.

Дмитрий Выдрин, директор Института европейской интеграции и развития:

– Почему-то все считают, что для Украины главным продуктом производства является или металл, или уголь, или химия. Я лично полагаю, что в любом обществе главный продукт производства – тип личности, которую создает это общество, в том числе через структуры производства. Скажем, когда завод изготавливает трубы, он прежде всего создает тип личности рабочего, производящего эти трубы. Такая концепция сейчас становится доминирующей во всем мире. На мой взгляд, в Украине сегодня находятся в упадке те отрасли, которые отвечают за создание личности, а это область образования. В настоящее время образование требует дотаций в геометрической прогрессии. А потом уже можно говорить о других отраслях, о том, насколько важно, например, дотировать или наделять льготами рынок металла либо рынок зерна. Как правило, везде в мире протежируются такие рискованные зоны производства, как сельское хозяйство, где не все зависит от человека. И, как правило, все другие сферы вообще не дотируются государством. Если, к примеру, постоянно дотировать металлургию, то мы ее искусственно «подсаживаем» на допинг, который потом ее сделает неконкурентоспособной на мировом рынке.

Михаил Бродский, председатель партии «Яблуко»:

– Необходимо реальное снижение налогов, и тогда отпадет необходимость в протекционизме отдельных отраслей со стороны государства. А происходящее сегодня приводит к мысли, что в последнее время повысился интерес политико-экономических кланов к отдельным отраслям, в частности, к металлургии.

Большая часть предприятий металлургической отрасли нерентабельна, однако к приватизации готовятся не убыточные предприятия, а те, которые исправно отчисляют средства в бюджет, например, «Криворожсталь». Власти подыгрывают олигархам и умышленно доводят до банкротства рентабельные государственные предприятия горно-металлургического комплекса. Впрочем, олигархические группы посягают не только на госсобственность, но и на СП. Яркий пример – история с украинско-испанским СП «Интерсплав», где невозмещение по экспортному НДС привело к уменьшению оборотных средств, консервации части производства и сокращению рабочих мест.

В последнее время металлургическую отрасль стал рьяно опекать первый вице-премьер-министр Н. Азаров. Он вынужден это делать по нескольким причинам: если он не будет отстаивать интересы определенных промышленно-политических кланов, то станет им бесполезен. Интерес отдельных членов правительства к металлургической отрасли можно объяснить еще и тем, что рудники приватизированы представителями финансово-промышленных кланов, близких к «семье». В стране отсутствует эффективная политика налогообложения добычи из недр, и хозяевам рудников достается практически бесплатное сырье, которое нужно перерабатывать. А для этого кланам нужны новые предприятия металлургической отрасли. К сожалению, средства, заработанные практически на бесплатном сырье, не пойдут в бюджет, а будут вкладываться в политические проекты. В частности, в президентские выборы.

Exit mobile version