Маркетинг
Шаг назад, два вперед
К этим новостям участники рынка отнеслись скептически. По их мнению, эти меры несовместимы со стандартом маркетинговой практики Apple – снижать цены только после обновления продуктов. Аналитики предупреждают, что компания Стива Джобса может навлечь на себя гнев потребителей, которые купили iPhone сразу после выхода гаджета в продажу 29 июня. Интересно, что с оценкой экспертов согласен и фондовый рынок. Акции Apple после объявления о снижении цен на iPhone упали более чем на 5% – до $136,76. Инвесторы обеспокоены рентабельностью продаж (12 сентября Apple продала миллионный iPhone и к 2009 г. планирует довести этот показатель до 10 млн.).
Однако глава Apple Стив Джобс попытался успокоить инвесторов, презентовав новую линейку плееров iPod. Главная новинка – iPod touch – очень напоминает iPhone. Это плеер с сенсорным экраном, возможностью доступа в Интернет через Wi-Fi и покупки музыкальных композиций. Apple также представила обновленные модели iPod shuffle, iPod nano и оригинальный iPod classic. «Теперь у них перед предстоящими праздниками абсолютно полная линейка плееров и конкурентная цена, так что другим игрокам рынка будет нелегко», – отмечают аналитики Jupiter Research. Самый бюджетный iPod shuffle – $79 за 1 Гб, а самый дорогой – многофункциональный iPod touch за $399 за 16 Гб. «iPod touch – это, по сути, iPhone, только без функции телефона», – говорит Эзра Готтхейл, аналитик Technology Business Research. Именно поэтому аналитик относится к числу тех, кто считает логичным снижение цены на iPhone, поскольку его теперь будет сложнее продавать с появлением iPod touch. К тому же Apple сможет сократить производственные издержки, заказывая более крупные партии сенсорных экранов для обоих гаджетов по более низкой цене.
Реорганизация
Chrysler переманивает менеджеров
По словам нового гендиректора Chrysler Роберта Нарделли, приоритетами концерна станут улучшение качества продукции, повышение экономичности двигателей автомобилей и экспансия за рубежом. Также рассматривается возможность отказа от производства ряда крупнолитражных моделей Chrysler, Dodge и Jeep. Подробности станут известны в октябре, когда совету директоров будет представлен новый трехлетний план развития компании.
Параллельно Chrysler затеял крупную перетряску менеджмента, при этом не стесняясь переманивать кадры у более успешных конкурентов. Первой ласточкой стала заведующая американским подразделением Lexus Дебора Валь Мейер. Она попрощалась с Toyota в начале августа, чтобы стать главой маркетингового отдела Chrysler. В начале сентября концерн обзавелся новым вице-президентом и сопредседателем совета директоров. Им стал 60-летний Джим Пресс, последний год заведовавший американским подразделением Toyota и посвятивший японской компании 37 лет. Такое перетекание кадров эксперты объясняют просто: в Toyota работает режим жесткой экономии, что негативно отражается на зарплатах топ-менеджмента. Между тем китайский бизнес Chrysler поручен Филу Мерто, ранее руководившему китайским подразделением General Motors и одним из подразделений государственной Shanghai Automotive Industry. Новое назначение неудивительно: еще в начале года Chrysler договорилась с китайской Chery Automobile о производстве на ее мощностях малолитражного автомобиля для продажи в США и Европе под брендом Dodge. «Сейчас Сhrysler наслаждается благами, которые дает ему новый владелец. Cerbеrus не ограничен в капитале и готов сделать все, что потребуется для того, чтобы вернуть свое приобретение к стабильному росту», – говорят аналитики консалтинговой компании AutoPacific.
На новом месте топ-менеджерам придется несладко. Этим летом впервые в истории американцы купили иностранных машин больше, чем отечественных. GM, Ford и Chrysler уронили общую долю рынка до 48,1%. По итогам прошлого года продажи в США Chrysler упали на 24%, и в этом году падение продолжилось. В июле оно составило 9,1%, в августе – 6,1%. По прогнозу консалтинговой компании Autodata, к концу года Chrysler, уже продающий меньше машин, чем GM, Ford и Toyota, пропустит вперед Honda и Nissan.
Власть и бизнес
Миссия невыполнима
Напомним, что новая средняя предельная норма выброса СО2 в атмосферу для всех автопроизводителей была согласована весной главами правительств стран-членов ЕС и Еврокомиссией.
В реальности же компании до сих пор топчутся на месте. В 2006 г. средний выброс СО2 оставался на уровне 160 г/км. Сначала концерны объявили, что готовы к 2008 г. сократить этот показатель в среднем по отрасли до 140 г/км. Однако общий тренд к выпуску все более мощных авто отложил выполнение этого обещания на неопределенное время.
Дело идет к серьезной перепалке между Еврокомиссией и европейскими концернами. По словам еврокомиссара по экологии Ставроса Димаса, в случае необходимости ЕС готов продвигать свои нормативы выброса СО2 даже путем применения санкций. Озвучить их планируется в первом полугодии 2008 г.
Реорганизация
Philips набирает форму
Такое структурное упрощение позволит концерну сократить издержки на 150-200 млн. евро в год. «С учетом того, что Philips ожидает рост продаж как минимум на 6% в течение трех лет, подобная экономия позволит компании существенно улучшить финансовые показатели», – рассказал аналитик голландской ING Groep Питер Винд. Кроме того, вследствие реорганизации к 2010 г. EBITA достигнет 10% от выручки по сравнению с 7,5%, запланированными на текущий год. А операционная прибыль на акцию должна удвоиться. Правда, при этом стоит принять во внимание, что и количество акций Philips в обращении значительно уменьшится. На их выкуп компания только в 2006 г. потратила больше 2 млрд. евро. Согласно заявлению Philips, «компания намерена достичь эффективного баланса к концу 2009 г., посредством постоянного возврата капитала акционерам и приобретений». В частности, для поглощений концерн имеет как минимум 15 млрд. евро доступных средств.
Фондовый рынок
Citigroup корректирует имидж
Между тем аналитики сомневаются в целесообразности размещения акций Citigroup на TSE в этом году. Бумаги западных финансовых групп в условиях кризиса ликвидности не пользуются спросом у японских инвесторов.