В условиях быстрого роста бизнеса МКС сделала ставку на выращивание не только специалистов нижнего уровня, но и управленцев.
В начале 2007 г. МКС привлекла иностранные инвестиции и направила их на развитие сети магазинов. В амбициозную программу развития, рассчитанную до 2010 г., входит трехкратное увеличение объема продаж по сравнению с 2006 г., покрытие сетью всех регионов Украины, увеличение количества магазинов с 50 (на конец 2006 г.) до 160 точек. По словам Татьяны Дьячковой, генерального директора МКС, все это делает задачу подбора профессионального персонала еще более актуальной.
Во-первых, их-то и брать особо неоткуда – на рынке острый дефицит. Во-вторых, продавца легче научить, чем переучивать, а выращенный менеджер более лоялен к компании, и ему не нужно тратить время на привыкание к ее специфике. Только в прошлом году МКС потратила на обучение персонала своих магазинов (тренинги для продавцов, менеджеров среднего и высшего звена) около $100 тыс.
У нас внедрена многоуровневая система отбора и обучения сотрудников. Первое собеседование проводит менеджер по персоналу, который определяет соответствие личных качеств соискателя должности корпоративным ценностям компании. Затем проходит вторичное собеседование с руководителем подразделения, где будет работать соискатель. А дальше нужно показать себя в деле – соискатель идет стажером в торговый зал. Будущий продавец изучает корпоративную книгу продаж МКС и проходит стажировку под руководством наставника. Через некоторое время департамент по работе с персоналом МКС снова тестирует новичка. Если качество его работы удовлетворяет компанию, его направляют на ближайший двухдневный тренинг в центре обучения персонала МКС в Харькове. Далее каждый сотрудник компании периодически участвует в обучающих программах и подтверждает свои знания и навыки на аттестациях.
Практика наставничества существовала у вас и ранее. Что изменилось сейчас?
Благодаря внедрению программы «Наставник» процесс стажировки регламентирован, что позволяет получать требуемый результат в установленные сроки. Наставники не только обучают стажеров, но обязательно присутствуют на аттестации, заполняют формы отчетов по стажеру, в которых подробно анализируются все знания и навыки стажера – от коммуникативных до трудовых. Пилотный проект был «обкатан» в Харькове, сейчас распространяется на другие регионы.
Кто становится наставником для руководителей?
Наиболее подготовленные и перспективные сотрудники включаются в кадровый резерв, являющийся источником для выращивания управленцев. Готовятся молодые руководители в процессе обучения. Так, для директоров магазинов разработана специальная модульная программа, рассчитанная на 16 часов (два дня аудиторных занятий). Модулей всего 19 («Основы бюджетного управления», «Складской учет и финансовая отчетность», «Основные юридические аспекты в работе руководителя», «Управление персоналом» и др.), на каждый отводится от 30 минут до 2 часов. Время, конечно, небольшое. Но цель данной программы – не обучить «от» и «до», а дать будущему руководителю некий базис, сформировать у него определенную «этажерку знаний», полки которой он будет заполнять уже самостоятельно в процессе ежедневной работы.
Принципы кадровой политики МКС
|