Если человек решил превратить свою жизнь в прогулку, из него может получиться хороший писатель.
Западная критика определяет Юрия Андруховича как одного из самых ярких представителей постмодернизма, сравнивая по значимости в мировой литературной иерархии с Умберто Эко. «Глянцевая» критика называет Андруховича «священной коровой новой украинской словесности». Отечественная «взрослая» критика признает его одним из лидеров современной украинской литературы. Юрий считает себя по жизни прогульщиком, признается, что ему нравится себя так ощущать, и старается прогуливать жизнь как можно счастливее: «В современном мире, если честно, писателем быть приятно: они ведут свободный образ жизни, много странствуют. Правда, раньше я путешествовал, чтобы было о чем писать. Теперь пишу, чтобы было за что разъезжать».
Такое свободное отношение к миру проявляется во всех его действиях. Докторскую диссертацию написал по творчеству американских поэтов-битников. Выступает с музыкантами польской группы «Карбидо», исполняющими песни на его слова. Принципиально не пользуется мобильным телефоном. Категорично не пишет сценарии для сериалов. Не заангажирован в политике. Только что вышедшую книгу обычно сразу отдает переводчику. Таким образом, расширяет территорию своего присутствия – в Германии и Австрии его читают больше, чем в Украине. В последней книге сам препарировал собственную жизнь с помощью вымышленного журналиста в роли alter ego и поведал свои тайны, поскольку более всего интересен сам себе: «Моя линия обороны – это я сам».
Древние учат, что познание самого себя – очень трудная и интересная дорога. Но это не значит, что каникулярный образ жизни, который он сам себе выбрал, позволяет Андруховичу почивать на лаврах: «Я всегда готов начать все сначала. Это хорошее дело. Когда тебя сбрасывают с самого верха твоих иллюзий, ты опять свободен и у тебя развязаны руки. Это все равно, что снова родиться для очередного кармического перевоплощения. К тому же ты почему-то уверен, что на этот раз тебя услышат и поймут лучше».
Украинский модерновый классик Юрий Андрухович, поэт, прозаик, переводчик, эссеист. Родился в 1960 г. в Ивано-Франковске (бывший Станислав). Окончил Львовский полиграфический институт и Высшие литературные курсы в Москве. В юности – лидер известной литературной группы Бу-Ба-Бу («Бурлеск-Балаган-Буффонада»). Один из зачинателей постмодернистского течения в украинской литературе, называемого «станиславским феноменом», представители которого разрабатывают поэтику «карнавального» письма. В начале 1990-х стал издавать первый в Украине постмодернистский журнал «Четверг». Автор поэтических циклов «Небо и площади», «Экзотические птицы и растения», «Письма в Украину», «Индия» и романов «Рекреации», «Московиада», «Перверсия», «Двенадцать обручей», «Тайна». Его произведения переведены и изданы во многих странах Европы. Лауреат Лейпцигской премии «За европейское взаимопонимание», литературной награды Центральной Европы Angelus.
«Моя линия обороны – это я сам»
Что такое постмодерн по Андруховичу «Я живу в извечно подозреваемой и презираемой части света, название которой – Галичина. Может, потому мне не остается ничего другого, кроме как признать себя постмодернистом. Это, конечно, шутка, но не слишком веселая… Я считаю, «постмодерными» провинциальность и маргинальность в том смысле, в котором Центральная Европа никогда не могла и не хотела быть центром (но что не мешало ей оплодотворять центры, опрокидывать системы ценностей, направлять потоки сознания). «Центральная Европа – это особое состояние души, необычный способ отношения к миру», – говорит мой приятель Кшиштоф Чижевский. Отважусь добавить: это такая провинция, где каждый знает, что находится в центре, ведь центр – одновременно всюду и нигде. Потому с вершин и низин собственной мастерской можно абсолютно спокойно смотреть на все остальное, в том числе на Нью-Йорк или какую-нибудь Москву. Здесь – отсутствие осей, хаос бытия, усеянный узлами сообщения вертикального с горизонтальным, и наоборот. То, что мне больше всего нравится».