Site icon Companion UA

Киберискусство наступает

Компьютерную анимацию пока немногие считают искусством.


Cмотреть мультфильмы – несерьезное занятие? Возможно, если они нарисованы человеком. Но совсем другое дело, когда для их создания используется компьютер.


Конечно, это утверждение похоже на шутку. Точно так же, как и раздел австрийского фестиваля Ars Electronica, посвященный компьютерной анимации, выглядит словно развлечение. Тем не менее анимация, сделанная с помощью компьютера, – всего лишь одна сторона серьезного явления, которое сегодня называют computer или cyber art.
В 1963 г. в американском городе Сан-Хосе впервые в истории человечества были выставлены на всеобщее обозрение картины, разработанные компьютерной программой. Это событие считается официальной датой появления компьютерного искусства.


1980 год дал начало компьютерной мультипликации. Ее первый блин вышел комом стоимостью в $20 млн. и длительностью 30 минут. Лента компании Walt Disney называлась Tron и не имела коммерческого успеха. Пришлось подождать до 1995 г., когда студия Pixar совместно с тем же Walt Disney выпустила знаменитую «Историю игрушек». Это был первый полнометражный мультипликационный фильм, длившийся 77 минут. Картина произвела настоящий фурор среди профессионалов, а хороший сценарий обеспечил популярность у обычных зрителей. В том же 1995-м заметным явлением стали картины, нарисованные компьютерными художниками. Именно в это время появились доступные по цене SVGA-мониторы и видеокарты, способные отображать 16,7 млн. цветов.


Сегодня у Pixar есть серьезные конкуренты, которых уже трудно назвать последователями. Речь идет о таких гигантах, как Dream Works, BlueSky Studios, а также подразделениях Warner и Сolumbia Tristar. Однако компьютерная анимация – это и небольшие частные студии, и студенческие группы, и аниматоры-одиночки. Все они составили когорту так называемой независимой анимации.


Конечно, современная компьютерная живопись еще далека от лучших полотен мастеров кисти, а компьютерная анимация воспринимается как хорошее средство для рекламы и развлечения. Но ведь и к кинематографу в первое время относились не самым серьезным образом. 







Отшельники анимации
Положение дел в киберискусстве в большой степени зависит от развития компьютерных технологий. Такое явление, как indie animation (независимая анимация), стало возможно с появлением программ, значительно облегчающих создание картин. И все же работа над лентой, длящейся несколько минут, может занять месяцы и даже годы!
Независимые аниматоры, создающие фильмы своими силами «от» и «до», напоминают отшельников. «Процесс создания собственной анимации успешно проходит только в тихой домашней атмосфере, – говорит известный аниматор Энди Мердок. – С помощью программного обеспечения и оборудования, доступных каждому, я хочу доказать, что при наличии времени и решимости можно воплотить идеи без команды программистов и большого бюджета».
Подобно ему, работают такие известные в мире анимации люди, как Михаэль Сорманн, Тарренс Уокер, Синкай Макото, Билл Плимптон и др. Начинающие indie animation размещают свои работы на сайтах
www.ifilm.com, www.atomfilms.com.


В ночь с 7 на 8 сентября в Киеве были впервые показаны лучшие анимационные работы фестиваля
Ars Electronica







Цифровой «Оскар»
Ars Electronica Festival называют главным событием в мире цифрового искусства. Он был основан в австрийском городе Линц в 1979 г. Предполагалось, что фестиваль станет местом, где люди науки и искусства будут проводить дискуссии и изучать социальные и культурные феномены, ставшие следствием технологических изменений.
Приз, присуждаемый на фестивале, часто называют «Оскаром» компьютерного искусства. Определять, who is who, в мире киберарта стали с 1987 г. В 2007-м на статуэтку Golden Nica претендовали 1500 компьютерных фильмов. Ее получили «Охотники за кодом» аниматора Бена Хибона. Действие этой восьмиминутной апокалиптической картины разворачивается в трущобах города Лхек, который в далеком будущем оказался погруженным в хаос и террор. Ознакомиться с работой можно на сайте
www.blinkink.co.uk.

Exit mobile version