Китай объявил авиастроение в числе основных стратегических отраслей. Это решение подразумевает долгосрочную поддержку отрасли со стороны государства, и сформирует ощутимую конкуренцию для мировых лидеров – Boeing и Airbus, – сообщает FT.
«Дни нашей дуополии закончились», – заявил на Парижском авиасалоне в июне Джим Албах (Jum Albaugh), глава подразделения гражданской авиации Boeing.
Только в Китае планируется закупить 4 тыс. самолетов в ближайшие 20 лет. На обеспечение значительной части этого парка и рассчитывает Пекин, устанавливая новые правила для местных авиастроителей. Об этом сообщает официальная газета Shanghai Securities News. Корпорация Boeing оценивает только внутреннюю потребность Китая в авиапарке в сумму $480 млрд. в ближайшие два десятилетия/
Китайская сторона также объясняет решение о смещении стратегических приоритетов в пользу авиационной отрасли в том числе железнодорожными авариями. В частности, последний случай, когда в прошлом месяце поибли 40 человек, подорвал доверие общественности к этому виду транспорта, а также к государственным структурам, которые в рекордные сроки внедряли скоростные поезда в эксплуатацию.
В прошлом году Китай заявил о политической поддержке семи стратегических отраслей, многие из которых касаются защиты окружающей среды и высокотехнологичных решений (такие как производиство автомобилей с испльзованием альтернативной энергии и биотехнологий).
Авиастроение включили в этот план семи отраслей в категории «производство высококлассного оборудования и техники». Примечательно, что ранее высокоскоростные железные дороги значились в этом же разделе. Shanghai Securities News отмечает, что авиационная отрасль теперь более приоритетна.
Китайские авиастроители уже получили достаточное государственное финансирование. Несмотря на проблемы безопасности, государственные инвестиции в железнодорожный сектор остаются существенными. Но акценты все же сместятся, так как билеты на внутренние авиарейсы пользуются спросом (в упомянутом поезде, который постигла трагедия, вагоны первого класса были почти пусты, тогда как по авиасообщению того же направления Пекин-Шанхай рейсы были заполнены).
Первый китайский пассажирский самолет Comac ARJ21 совершил первый полет в 2008 г. – на 3 года позднее намеченного срока. Дальнейшие поставки заказчикам также были отсрочены в прошлом году, в связи с поломкой крыла во время наземных испытаний. Но развитием отрасли в Китае занимается компания Commercial Aircraft Corp of China (Comac) находящаяся в госсобственности. Она уже сейчас занимается разработкой модели C919, которая станет конкурентом для используемых по всему миру Airbus 320 и Boeing 737 (запуск запланирован на 2016 г.) В категории узкофюзеляжных самолетов, к которым принадлежат все вышеназванные модели, в последние 20 лет доминируют европейские и североамериканские авиастроители. Однако помимо Китая, конкуренцию нынешним лидерам готова составить Канада в лице Bombardier.